Лизинговые платежи, которые российская организация перечисляет белорусской компании за предоставленное право использовать промышленное, коммерческое или научное оборудование, могут облагаться налогом на прибыль в России по ставке, не превышающей 10 процентов.
Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль лизинговых платежей, выплачиваемых российской организацией белорусской организации.
Ответ:
Министерство финансов Российской Федерации
от 24 марта 2014 г. № 03-08-РЗ/12851
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения дохода белорусской организации от лизинговых операций сообщает следующее.
В соответствии со «ст. 2» Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ) лизингом признается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
Договором лизинга признается договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
На основании «п. 1 ст. 7» Закона № 164-ФЗ основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг. При осуществлении международного лизинга лизингодатель (в рассматриваемом случае) или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.
Согласно «п. 5 ст. 15» Закона № 164-ФЗ лизингополучатель обязуется выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга.
В соответствии с «п. 1 ст. 28» Закона № 164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входят возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.
В соответствии со «ст. ст. 246» и «247» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль организаций в РФ в отношении доходов, указанных в «п. 1 ст. 309» Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, следует читать: «Согласно пп. 7 п. 1 ст. 309 Кодекса к доходам иностранной организации от источников в РФ, не связанным с ее предпринимательской деятельностью в РФ и подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника их выплаты, относятся доходы от сдачи в аренду…».
Согласно «пп. 7 п. 1 ст. 309» Кодекса доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.
Доходы, указанные в «пп. 7 п. 1 ст. 309» Кодекса (в части доходов от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям), подлежат обложению налогом по ставке 20 процентов согласно «абз. 4 п. 1 ст. 310» и «пп. 1 п. 2 ст. 284» Кодекса.
Обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации налога на прибыль, удерживаемого с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в виде лизинговых платежей, в соответствии с порядком, установленным «п. 1 ст. 310» Кодекса, возлагаются на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую такие доходы иностранной организации.
В соответствии с «п. 3 ст. 11» Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее — Соглашение) термин «доходы от авторских прав и лицензий» при использовании в «ст. 11» Соглашения означает в том числе платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.
Согласно «п. п. 1» и «2 ст. 11» Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Следует отметить, что в соответствии с Комментариями к модели Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал, на основе которой Российской Федерацией заключаются с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, налогообложение доходов по договорам лизинга промышленного, коммерческого и научного оборудования осуществляется в рамках статьи, регулирующей налогообложение доходов в виде роялти, только в случае, когда определение роялти содержит выражение «за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования».
Применение «ст. 11» Соглашения зависит от вида имущества, в отношении которого заключается договор лизинга.
В случае если в отношении доходов, полученных по договору лизинга, применяется «ст. 11» Соглашения, налоговая база определяется в соответствии с нормами, установленными Кодексом, а конкретно «ст. 309» Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. С. Кизимов
24.03.2014