Всеобщий дефицит новых автомобилей уже никого не удивляет — привыкли и смирились. Между тем на авторынке назревает новая проблема, способная ударить буквально по каждому обладателю машины, — нехватка запчастей. Что происходит в этом сегменте автобизнеса и как реагировать обычному автолюбителю?
Еще в конце прошлого года предупреждал подписчиков о неизбежном росте цен на автомобильные комплектующие и запчасти. И неоднократно советовал прилично сэкономить, заранее сформировав необходимый запас. Приводил примеры и варианты организации собственного «склада» в зависимости от персональных потребностей. Прогноз подтвердился — многие запчасти подорожали с тех пор на десятки процентов.
Сейчас же возник риск еще и серьезного дефицита (о котором пока никто еще не кричит). Из-за проблем в крупнейших портах мира сроки поставок комплектующих значительно увеличились. А в условиях новых локдаунов логистические цепочки и вовсе могут разорваться на несколько месяцев.
Тревожный сигнал? Или все-таки не стоит сильно беспокоиться? Давайте попробуем дать ответы. Разумеется, в России пока есть складские запасы, но и они быстро истощаются в пучине ажиотажного спроса. Его резко подстегнул рекордный дефицит новых автомобилей из-за проблем с микрочипами. Естественный процесс обновления российского автопарка замедлился. Сейчас средний возраст автомобиля в стране достиг 14-летней отметки. И продолжит расти дальше.
В итоге заметно увеличилась нагрузка на подержанные автомобили — их эксплуатируют интенсивнее. А значит, и ремонтировать машины приходится чаще, больше средств вкладывая в запчасти. Средняя стоимость ремонта в такой ситуации неизбежно увеличивается. Словом, одна проблема наложилась на другую, усугубив лихорадку на авторынке.
Кстати, подобные процессы характерны не только для России и Европы. Они сейчас фиксируются даже в США — на самом конкурентном и адаптивном рынке мира. Где обычно любые проблемы решаются гораздо быстрее, чем в других регионах планеты. В итоге местные автодилеры стонут: не могут оперативно отремонтировать автомобили. И порой даже проводить обычные плановые ТО. Так что автовладельцам приходится ждать несколько недель (вместо двух-трех дней, как прежде).
У нас подобные проявления станут явными через несколько недель или месяцев. Прямым следствием дефицита автозапчастей может стать и очередной виток роста цен. Снова на десятки процентов. Получается, запчасти вырастут в цене минимум в два раза с момента моих первых предупреждений.
Что же сейчас посоветовать рядовому автовладельцу? Главное: делать все заранее. Как можно раньше. Если впереди «большие» ТО и другие плановые замены комплектующих, приобретайте или заказывайте их прямо сейчас. Не откладывая покупку даже на несколько недель. Чтобы не испытать инфляционный шок чуть позже, в новом году. Или не столкнуться с дефицитом, когда придется тратить много времени на поиск вроде бы банальных запчастей, которые раньше находили в один клик.
Боюсь, риск дефицита актуален практически для всех групп комплектующих: от моторного и трансмиссионного масла до разных ремней и свечей зажигания. Не говоря уже о специфических запчастях, которые не используются по плану. Исключением могут стать разве только автопокрышки — многие модели производятся в России. Да и спрос на них сезонный, поэтому до весны здесь точно не ожидается серьезных потрясений.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции