В июле индекс финансовых настроений (ИФН) Сбербанка вырос на 1 п. п. Большинства компонент ИФН продолжило рост, но с более низким темпами, чем в предыдущем месяце. В то же время ответы респондентов подтверждают отсутствие на настоящий момент положительной динамики в спросе населения на банковские кредиты. Наиболее интересным моментом является высокая чувствительность к колебаниям валютного курса, продемонстрированная оценками целесообразности хранения сбережений в иностранной валюте.
По итогам июльского опроса населения наблюдается дальнейший рост большинства компонент Индекса Финансовых Настроений (ИФН) Сбербанка. ИФН Сбербанка строится путем обобщения ответов респондентов на серию вопросов, касающихся оценок текущей ситуации в экономике, спроса на различные финансовые услуги, а также ожиданий населения, т. е. оценок развития экономической ситуации и ситуации в финансовой сфере в будущем. По сравнению с предыдущим месяцем в июле, тем не менее, отмечено уменьшение темпов роста почти всех показателей ИФН. Кроме того, ряд индикаторов продемонстрировали даже незначительное снижение. В результате ИФН, рассчитываемый как средняя величина индивидуальных индексов, в июле вырос всего на 1 п. п. до отметки 82.
В июле продолжился рост оценок изменения личного материального положения респондентов (+3 п. п.), увеличение которых впервые с начала кризиса отмечено в предыдущем месяце (+9 п. п). Наиболее значительно улучшились оценки материального положения у наиболее социально благополучной части общества — респондентов с большими доходами и жителей крупных и средних городов. При этом, если в июне доля респондентов, чье материальное положение улучшилось, росла быстрее доли тех, чье материальное положение ухудшилось во всех социальных группах, то в июле резко увеличилось число негативных оценок изменения благосостояния в наименее обеспеченной группе населения, а также у жителей маленьких городов и сельской местности.
Рисунок 1
Похожая ситуация наблюдается с ожиданиями изменения личного материального положения в ближайший год. В целом, по сравнению с ситуацией в феврале, третий месяц подряд увеличивается относительная доля респондентов, ожидающих улучшения личного материального положения в ближайший год: в июле — на 2 п. п., в июне — на 9 п. п., в мае по отношению к февралю — на 8 п. п. Как и в оценке текущего положения, в июле наиболее значительно выросла доля ожидающих улучшения личного благосостояния среди наиболее материально обеспеченных респондентов, а также жителей крупных и средних городов.
По результатам июльского опроса практически не изменилось значение индекса ожиданий изменений экономической ситуации в стране в ближайший год (89,3 в июле против 89,0 в июне). Несколько более пессимистично, чем в предыдущем месяце, оценивают будущее экономическое положение страны респонденты со средним достатком и высшим образованием.
Рисунок 2
Ответы респондентов в июле подтверждают стагнацию спроса на банковские кредиты со стороны населения (см. Рисунок 2). После некоторого улучшения отношения населения к получению банковских кредитов, зарегистрированного в предыдущем месяце, в июле заметных изменений не произошло: 69% опрошенных, считают, что в нынешних условиях лучше не брать в долг для осуществления крупных покупок (в июне — 70%, в мае — 76%). В июле отмечено некоторое снижение (в среднем — на 2 п. п.) индекса сберегательных настроений населения во всех доходных группах. Наиболее резко — на 10 п. п. — индекс сберегательных настроений снизился в группе респондентов с наименьшими доходами. При этом незначительно (на 1 п. п.), но все же повысились совокупные оценки респондентов относительно возможности делать сбережения в ближайший год.
Рисунок 3
Разнонаправленные изменения зарегистрированы для оценок целесообразности хранения сбережений в банках в настоящий момент и в будущем. По сравнению с июнем показатель целесообразности хранения сбережений в банках в настоящий момент вырос на 3 п. п. до отметки 99. Возможно, увеличение данного показателя является следствием политики по привлечению вкладчиков за счет повышения процентных ставок по депозитам, проводимой банками в последнее время. В тоже время оценка привлекательности банковской системы в ближайший год снизилась на 2 п. п. По сравнению с предыдущим месяцем более пессимистично настроенными в отношении будущего банковской системы в июле оказались представители всех доходных групп, за исключением наиболее обеспеченных респондентов и жителей Москвы.
Значительный рост в июле (+9 п. п.) индекса целесообразности хранения сбережений в иностранной валюте свидетельствуют о чуткой реакции населения на колебания валютного курса. Как раз за несколько дней до июльского опроса (17—21 июля), на фоне снижении мировых цен на нефть, произошло достаточно резкое удешевление рубля по отношению к доллару и единой европейской валюте: с 3 по 13 июля рубль «потерял» 5,6% относительно доллара и 5,16% по отношению к евро (см. Рисунок 3).