​Работники с большой дороги

Дата публикации: 09.03.2017 12:00
5 921
12 Время прочтения: 3 минуты


Работодатели «распробовали» кредитную историю как инструмент проверки соискателей и сотрудников своих компаний.

Скоро три года, как у юридических лиц появилось право запрашивать кредитные истории других юридических, а также физических лиц. Естественно, с согласия проверяемых, письменного, по примерно утвержденной форме. Я, такой-то, вовсе не против, чтобы ООО такое-то посмотрело, как там у меня идут дела с банками.

Поначалу этим правом работодатели пользовались не то чтобы прямо активно. Чисто технически все равно запросить кредитную историю было не так просто, а полученную информацию еще надо было научиться интерпретировать и как-то применять на практике. Просто так смотреть в кредитные файлы сотрудников — дорого и незачем.

А сейчас распробовали. В официальном релизе БКИ «Эквифакс» сообщается, что, по словам директора по маркетингу и продуктам бюро Игоря Лисянского, в 2016 году от компаний стало поступать в три раза больше запросов на проверку сотрудников. Средняя цифра запросов составляет около 30 тыс. в месяц. Таким образом, к концу 2016 года компании проверили 150 тыс. человек. Не так много, как могло бы быть. Все-таки трудоспособного населения в России около 82 млн человек. Но и не так мало, учитывая, сколько из них занято в частном секторе.

С помощью кредитной истории работодатели по-прежнему стараются оценить способность сотрудника исполнять взятые на себя обязательства и рассчитать уровень закредитованности (чтобы не начали приворовывать «на жизнь», отдавая банкам больше 50—60% зарплаты) и даже установить наличие у соискателя опыта мошенничества.

А опыт этот у трудоспособного населения есть. И растет. Национальное бюро кредитных историй сообщает, что в 2016 году было выдано больше миллиона кредитов с признаками мошенничества. Таких, по которым не было сделано ни одного платежа. Это почти на 70% больше, чем годом раньше, в штуках и на 1,1% больше в процентном соотношении от общего числа кредитов.

Нанимать, скажем, водителя большегрузного автомобиля, который только что фактически украл у банка или МФО деньги, и отправлять его с ценным грузом во Владивосток минимум небезопасно. Нет никакой гарантии, что на полпути он не «распродаст» груз и не сольет на запчасти сам грузовик.

Еще одна интересная вещь, ради которой работодатели — специалисты-«безопасники» — запрашивают кредитную историю сотрудников (в том числе и работающих на предприятии давно), — это признаки несоответствия доходов работника уровню потребления, товарам и услугам, которые они покупают. По результатам недавнего исследования Российского подразделения международной Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений, этот фактор третий по значимости при возникновении краж и хищений на предприятии из 50 возможных.

Логика простая. Зарплата у сотрудника — 50 тыс. рублей. Пять лет он платил по ипотеке 20 тыс. рублей. Оставалось ему платить еще 20 лет. И тут — раз! — гасит сотрудник ипотеку досрочно. Откуда эти «бешеные тыщи»? Конечно, он мог получить наследство от безвременно почившей бабуленьки из Воронежа. Но тогда он должен быть готов к тому, что его попросят объясниться. Потому что откат от поставщика товаров или услуг для компании, махинации с поставками собственной, просто хищение ТМЦ и денежных средств, оказывается, вероятнее.

Таким образом, вот новые реалии, к которым надо привыкнуть и научиться жить с ними. Претендуя на новую работу или продвижение по действующей, надо как минимум знать, что творится в собственной кредитной истории. Как максимум — готовить ее до похода на собеседование, исправлять ошибки и неточности, прокачивать сильные стороны, подчищать лишние хвосты и «остатки былой роскоши» в виде ненужных карточек и офердрафтов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

12
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

beatnic
09.03.2017 12:13
Как не крути, рабы, которые вечно должны по кредитам, "безопасникам" выгоднее. Только будут ли такие сотрудники эффективнее, вот вопрос. Не проще ли отстроить систему закупок, минимизирующую злоупотребления чем бороться с людьми или как в некоторых особо параноидальных компаниях, проверять на откаты через Полиграф Полиграфыч?
2

rand
09.03.2017 12:29
Опять конформизм какой-то. Почему к любому нововведению нужно привыкать и с ним смиряться?
0

Gurin.s.a
09.03.2017 12:33
rand пишет:
Опять конформизм какой-то. Почему к любому нововведению нужно привыкать и с ним смиряться?


Пора переписывать толковый словарь. В наше время, слово нововведение имеет синоним - ухудшение. Кто то иначе воспринимает это слово?
2

Яхонтовый
09.03.2017 14:46
Но тогда он должен быть готов к тому, что его попросят объясниться.

- О-о-о-очень интересно! Какого рожна я должен "объясняться" перед СБ своего предприятия??? Есть золотое правило: НЕ ПОЙМАН - НЕ ВОР! Все остальное - от лукавого. Хорошо, что у меня ПКИ и больше не хочу
0

Яхонтовый
09.03.2017 14:52
Александр (beatnic) пишет:
Как не крути, рабы, которые вечно должны по кредитам, "безопасникам" выгоднее.


- смотрим шире: закредитованные и обременненные семьёй всегда в приоритете у "дателей"
0

Обучение

Материалы по теме