​Сами предложат и сами все дадут

Дата публикации: 18.05.2017 00:00
4 562
Время прочтения: 3 минуты

Эти слова булгаковского Воланда как нельзя лучше характеризуют сегодняшнюю ситуацию на рынке потребительского кредитования в России.

Нет, зачастую они значат и обратное: если не предлагают, то, возможно, нечего и пытаться / не стоит просить. Тем более у тех, кто «сильнее вас». Но вот этот тренд — на выявление одного намерения, потребности взять кредит (и еще желательно вернуть его вовремя в полном объеме) — налицо.

Кто-то действует тонко, перелопачивает огромные объемы данных, чтобы установить закономерности и выдвинуть свой кредитный «оффер», когда заемщик, гипотетически, только-только подходит к решению о потенциально возможном для себя кредитовании. Будущее-то наступило, и «большой брат» знает о каждом из нас достаточно, чтобы более-менее точно предполагать наши действия. Один оператор сотовой связи чего только о вас не расскажет. И где бываете, и сколько тратите, и как с ним самим рассчитываетесь, если связь «в кредит», и чего искали в Сети.

Кто-то использует более «толстые» методы, полагаясь на проверенные инструменты. Как, например, банк «Русский Стандарт», который начал выдавать кредитные истории не только из «домашнего» бюро, но и из других из первой тройки тоже. Как обычно, «нужен только паспорт» (и немножко денег) и все такое. Взамен банк получает доступ к сведениям прежде сакральным, но, главное, точным: вот заемщик, вот его опыт кредитования и обслуживания займов. Ну и неспроста же он пришел за кредитной историей: находится в информационном поле с ровными рядами кредитов и займов. Точно неспроста. Хочет либо узнать, почему кредиты не дают, либо выяснить, каковы шансы, что дадут.

Оба подхода — «молодцы». И, кажется, позволяют выдавать больше и тем людям, которым а) вроде бы надо и которые б) вроде бы могут расплатиться. При этом больше не в штучных показателях, а в объемных.

Косвенно это подтверждают данные бюро кредитных историй. Так, по информации ОКБ, за I квартал этого года банки выдали 5,66 млн кредитов общим объемом 776,6 млрд рублей. И вот если сравнивать с аналогичным периодом 2016-го, выяснится, что в штуках разрыв минимальный, а в деньгах — довольно значительный. За три первых месяца 2016 года было выдано 5,65 млн кредитов (почти столько же, сколько в 2017-м), но на 662,9 млрд.

Доля кредитов, выданных без анализа опыта обслуживания займов (ввиду отсутствия такового), снизилась до 19% от общего числа. В 2015 году было 22%, в 2014-м — 24%. Выдают «новичкам» карты и залоговые кредиты, чтобы легче было управлять рисками либо вообще в режиме онлайн, либо — чуть сложнее — гарантировать свою безопасность с помощью реализации предмета залога. И хотя у проверенных заемщиков все равно шире свобода выбора, выходит не парадокс, но логика.

Да, нужно как-то стать опытным заемщиком и/или зарекомендовать себя надежным плательщиком другим образом, а потом останется только дождаться выгодного предложения кредита, который — ну мало ли — будет действительно необходим. Но вот хорошо, что теперь есть это «и/или». Потому что специальный кредит на развитие кредитной истории — это, конечно, все еще метод. Но уже, кажется, из прошлой эпохи. Сами предложат и сами все дадут.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме