Все темы дня
Партнерский материал

Уроки пандемии: как меняется платежный ландшафт

Дата публикации: 29.03.2021 00:00
6 855
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Пандемия коронавируса изменила жизнь людей по всему миру и заставила по-другому взглянуть на привычные вещи — работу, отдых, шопинг и даже ведение бизнеса. Какой оказалась «новая норма», как изменились платежные привычки и какие из них останутся с нами в будущем?

Как многим известно, китайский иероглиф «кризис» состоит из двух частей: «опасность» и «возможность». Эта двойственность характеризует и нашу ситуацию, поскольку кризис, пришедший с пандемией, принес не только потери, но и изменения, которые вполне могут быть к лучшему.

Уход от наличных

Одним из очевидных последствий ограничений, связанных с распространением COVID-19, стал рост цифровых платежей. Люди чаще покупают онлайн и все больше выбирают оплату картами, в том числе бесконтактную технологию, помимо всех других преимуществ считая этот способ более гигиеничным. Согласно общеевропейскому исследованию Mastercard, в России для 70% опрошенных оплата в одно касание стала самым предпочтительным вариантом расчета за офлайн-покупки, при этом 82% опрошенных утверждают, что продолжат выбирать безналичную оплату и после завершения пандемии. Кроме того, уже за первые месяцы локдауна прошлого года почти на треть выросло количество россиян, заказывающих товары в интернете.

Изменения, связанные с переходом в цифровую среду, проявились во всем мире, однако их масштаб отличался в разных странах. В частности, исследование «Индекс цифрового развития» (Digital Intelligence Index), которое изучает достижения различных стран в развитии цифровой экономики, показало, что в 2020 году самые высокие результаты в этом направлении продемонстрировали страны Восточной Европы, прежде всего Россия, Болгария и Польша. Больше половины пользователей из России (55%) с началом пандемии стали чаще совершать финансовые операции онлайн или через приложения. В целом по Европе этот показатель находится на уровне 42%.

Бесконтактная поддержка во время пандемии

Разумеется, финансовые структуры, в том числе платежные системы, активно реагировали на меняющую ситуацию. Mastercard вместе с партнерами запустила в России ряд новых технологий и сервисов. Весной 2020 года Mastercard объявила о первом в стране запуске технологии токенизации в онлайн-торговле: номер карты покупателя в данном случае заменяется на токен, в результате покупателям не нужно будет заново вводить данные карты после ее перевыпуска, реквизиты токенизированных карт обновляются автоматически.

Mastercard реализовала и ряд проектов по интеграции сервиса Masterpass, с которым не требуется повторно вводить данные карты вручную даже в разных сервисах и онлайн-магазинах — все защищенно хранится в облаке, и, таким образом, для оплаты покупки требуется еще меньше времени. Например, теперь с Masterpass пользователи могут пополнить транспондеры для проезда по Западному скоростному диаметру (ЗСД, крупнейшая платная автомагистраль Санкт-Петербурга), приобрести билеты на поезда дальнего следования в РЖД и делать покупки в целом ряде онлайн-магазинов. Летом прошлого года вместе с платформой Etiquette платежная система запустила сервис для безналичной оплаты чаевых в ресторанах.

Россиянам стали доступны и новые удобные устройства — Россия стала первой страной в мире, где Xiaomi и Mastercard запустили модель фитнес-трекера Mi Smart Band 4 NFC с платежной функциональностью. Появился и браслет ELARI SmartPay, с ним можно также бесконтактно оплачивать картой покупки и управлять средствами в одноименном мобильном приложении.

Целый ряд инициатив был запущен в поддержку малого и среднего бизнеса. Mastercard, «Яндекс.Карты» и краудфандинговая платформа Boomstarter создали проект #ПоддержиБизнес, предоставляющий малому и среднему бизнесу возможность на платформе Boomstarter продавать сертификаты на свои товары и услуги и бесплатно получить продвижение, а также рассказать о своем бизнесе на «Яндекс.Картах». В программе лояльности Бизнес-Бонус появились новые предложения для сохранения или перевода бизнеса в онлайн. Например, можно бесплатно создать сайт, запустить чат-бот, получить юридическую консультацию, воспользоваться курьерской доставкой и экономить на топливе — заправляться со скидкой. А также в ответ на запросы малого и среднего бизнеса и банков Mastercard установила дополнительное трансакционное поле для B2B-переводов через сервис Mastercard MoneySend, благодаря чему предпринимателям стало еще удобнее проводить привычные платежи между контрагентами, используя бизнес-карты.

Это интересно!

За 2020 год Россия поднялась с 16-го на третье место в Индексе женского предпринимательства Mastercard (Mastercard Index of Women Entrepreneurs, MIWE) по показателю, определяющему укрепление положения женщин. За год гендерный разрыв в предпринимательской активности сократился с 47% до 16%. Исторически предприятия, возглавляемые женщинами, как правило, чаще относятся к секторам, сильнее пострадавшим от кризиса СOVID-19, — это оптовая и розничная торговля, гостиничные услуги и общественное питание, а также небольшие производства. Однако 42% из них перешли на цифровую бизнес-модель, а 34% нашли альтернативные возможности для развития бизнеса после пандемии.

Траты переходят в онлайн

Вполне предсказуемо изменялась структура расходов в интернете. Рос спрос на онлайн-досуг, причем включающий не только фильмы, но и, скажем, занятия фитнесом. Находясь на вынужденной изоляции, россияне не снижали активность: 46% опрошенных рассказали, что осваивают интернет-банкинг, 42% — учатся готовить, а 33% — следить за своим здоровьем с помощью онлайн-уроков. Также популярным оказалось обучение программированию, игре на музыкальных инструментах и парикмахерскому ремеслу.

Примечательно, что денежные переводы, к которым мы часто обращаемся в повседневной жизни, тоже постепенно переходят в виртуальную среду — например, ими можно пользоваться через соцсети. Что мотивирует пользователей отдавать предпочтение онлайн-переводам? Более трети респондентов (37%), делающих денежные переводы через социальную сеть «ВКонтакте», сообщили, что используют эту возможность для помощи друзьям и родственникам. Значимой оказалась и тема взаимовыручки: 32% опрошенных рассказали, что используют переводы в первую очередь, чтобы занять деньги или вернуть долг.

Другое исследование Mastercard показало, что с началом пандемии 25% опрошенных россиян принимали участие в благотворительности онлайн, причем 12% из них сделали это впервые именно в это время.

Время возможностей

Пандемия стала глобальным вызовом обществу, но бизнес ищет пути решения возникающих новых задач, а люди адаптируются и ожидают новых инструментов, отвечающих ситуации. Основные тренды, такие как цифровизация, распространение бесконтактной технологии оплаты и технологий, использующих токенизацию, сохранятся и после отмены ограничений. С развитием платежных инноваций в России и во всем мире у пользователей и бизнеса постоянно появляются удобные и безопасные возможности для решения своих повседневных задач наиболее удобным для них и подходящим способом — в любое время и в любом месте.

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме