У Регины Игдыровой необычное хобби: на досуге она делает и продает праздничные свечи. С читателями она делится своим опытом размещения на российских онлайн-площадках.
Несколько лет назад я искала себе хобби, которое бы помогало отдыхать, восстанавливать силы и получать какую-то энергию. Как-то сама собой пришла мысль попробовать крутить свечи, и занятие затянуло. Кажется, это очень хорошо почувствовали и мои друзья и знакомые, которые подписались на мой Instagram* и купили первые изделия. Они до сих пор пишут, что мои свечи исполняют загаданные желания!
Вместе с новыми подписчиками пришли и первые заказы из ближнего зарубежья, но отправить туда свечи привычным способом оказалось непросто. Друзья посоветовали мне зарегистрироваться на нескольких маркетплейсах. Хочу дать несколько советов тем, кто хочет начать продавать товары собственного изготовления.
Как выбирать площадку
Важно не ошибиться с выбором подходящей площадки для своего типа товаров. В моем случае наиболее успешным вариантом оказался Wildberries:
- Больший по сравнению с Ozon ассортимент делает его местным аналогом AliExpress, на котором ищут все подряд, в итоге я получаю на Wildberries больше активности, больше трафика.
- Для небольшого магазина/продавца WB попросту дешевле — ниже агентские сборы, ниже стоимость доставки.
- Wildberries предъявляет к поставщикам более простые требования. Продавцу на Ozon до недавнего времени требовалось как минимум оформить ИП. Также в обязательном порядке требуется сделать сайт и организовать доставку в Тулу, причем количество поставляемого товара ограничено. Для Wildberries достаточно статуса самозанятого (мой случай) и, если вы перепродаете, сертификатов на товар. Свои свечи я делаю сама, и требований к наличию сайта или сертификатов мне не предъявляли.
Все маркетплейсы хотят определенный процент с продаж в обмен на размещение. Платить нужно буквально за всё: хранение товара, доставка до клиента, возврат, собственно комиссионные с продаж. В моем случае средний размер отчислений выходит в диапазоне 20—30%, но на Ozon цифры даже выше. Но чтобы было с чего платить процент, нужны продажи. А они зависят от многих факторов.
Как зарабатывают и теряют на Wildberries
Покупатели здесь чувствительны к цене — в своей категории нужно держаться ближе к нижней границе диапазона. При этом нельзя забывать об очевидных моментов: грамотное, хорошо выверенное и продающее описание в карточке должно сопровождаться эстетичной и удобной упаковкой и «сочными» фотографиями, создающими правильное настроение.
И конечно, пользователи смотрят на количество и отзывы. Признаюсь, на начальном этапе я не гнушалась надоедать знакомым просьбами заказать свечи и оставить хороший отзыв, но в целом сейчас маркетплейсы следят за «накачкой», чистят такие отзывы и даже штрафуют продавцов. Штрафы могут достигать десятков тысяч рублей.
Пандемия неплохо сказалась на продажах моих свечей: обалдев от локдауна, многие бросились улучшать интерьер, искать для этого что-то интересное и создавать в «гнезде» уют. Однако с повышением продаж пришли и проблемы — как только продажи превысили определенный порог, Wildberries повысили процент отчислений за реализацию, и я заработала меньше, чем могла бы. Повысить цены значило бы сильно просесть по сравнению с конкурентами, которых, кстати, стало раз в пять больше. Вдобавок появилось много импортеров свечей из Китая.
Конкуренция и ценовые войны влияют на участие продавца в акциях со скидками, которые регулярно устраивают площадки. Для тех, кто готов принять правила и поставить на указанный период скидку на товар, маркетплейс в ответ снижает размеры комиссионных сборов. По моему опыту, эти акции — палка о двух концах. Участвуя в них, ты способствуешь общему снижению цен, которое ужесточает конкуренцию в сегменте. С другой стороны, не участвуя, недополучишь продаж и отзывов и можешь «застрять» с товаром: влететь на платное хранение и снижение потребительских свойств — например, в моем случае цвета и запаха свечей.
Вывод
Для маленьких продавцов успех на маркетплейсах — понятие относительное. Точечное попадание в целевую аудиторию и рост популярности далеко не всегда приносят ожидаемый финансовый результат. Дорога от хобби к настоящему коммерческому успеху не прямая, и не всем стоит слишком далеко по ней заходить. Иногда хобби — это именно хобби, даже если приносит небольшой дополнительный доход. По этим соображениям я решила отказаться от активного продвижения на площадке и оставить Wildberries для работы с ближним зарубежьем ради удобной логистики, а с заказчиками из России работать через Instagram*.
Регина ИГДЫРОВА для Banki.ru
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ