Запчасти для ремонта автомобиля найти все сложнее. Как сейчас урегулируют страховые случаи по каско?

Дата публикации: 21.06.2022 08:01 Обновлено: 21.06.2022 17:18
14 437
Время прочтения: 7 минут
Запчасти для ремонта автомобиля найти все сложнее. Как сейчас урегулируют страховые случаи по каско?
Автор
Роман Спавленко автор статей Банки.ру
Иллюстрация
Shutterstock/FOTODOM
Источник
Банки.ру

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Ожидаемый дефицит автозапчастей вследствие санкций и ухода с российского рынка иностранных автопроизводителей наступил. Найти необходимые для ремонта стекла, зеркала и детали двигателя все сложнее не только автомобилистам, но и СТО-партнерам страховщиков. Разбираемся, что выгоднее: дожидаться ремонта от страховщика или взять компенсацию деньгами и отремонтировать авто самостоятельно.

Автосервисы испытывают проблемы с запчастями

С февральских событий стоимость запчастей выросла в среднем на 32%, рассказали в компании «Ингосстрах». Причина — в изменениях логистических цепочек доставки в Россию, удлинении маршрутов и увеличении количества посредников. «Все поставки шли морем, — рассказал автоэксперт Игорь Моржаретто. — Из-за проблем с контейнерами, перегрузок портов логистика обрушилась. Поэтому сложности есть по всем запчастям, в том числе европейских производителей, в особенности премиальных марок». Самые большие трудности возникают с деталями для ремонта от производителей, которые уходят из России: Bosch, Denso, 555, Brembo, Koyo.

По информации РБК, около 70% автосервисов испытывают проблемы с запчастями. В первую очередь для двигателей — о проблеме говорят 64% опрошенных станций техобслуживания авто (СТОА). Кроме того, ощущается нехватка моторных масел (около 47% СТОА) и свечей зажигания (44% СТОА). Также у сервисов есть сложности с поиском фильтров (42%), электрооборудования и датчиков (40%), тормозных систем (38%), амортизаторов (38%), ремней ГРМ (24%), подвесок и рулевого управления (20%). Из России ушли ключевые поставщики автомобильных красок для кузовного ремонта. У оставшихся нарушилась логистика, поэтому рынок через два месяца ждет еще и дефицит красок.

Какова ситуация с оригинальными запчастями?

ОСАГО и каско раньше и, пожалуй, болезненнее других направлений страхования ощутили на себе последствия западных санкций. Так считают почти 70% респондентов-страховщиков, опрошенных аналитическим агентством «Эксперт РА». Главная проблема — дефицит оригинальных деталей, которые нужны для гарантийного ремонта.

По данным «Ингосстрах», дилерские техцентры приобретают детали для ремонта на центральных складах автопроизводителей. Туда попадают комплектующие практически для всех автомобилей европейских и американских производителей, но в очень ограниченном количестве. Исключения составляют некоторые европейские марки и азиатские, чьи запчасти изготавливаются в России — часть моделей Renault, Nissan, Toyota.

Подобрать автокредит

Например, дилеры Renault, как сообщил Autonews.ru президент Ассоциации дилеров Renault в России Эдуард Маркман, ремонт и обслуживание своих автомобилей смогут продолжать с помощью оригинальных запчастей. Организацию их поставок взял на себя «АвтоВАЗ». В конце июня он перейдет на обслуживание автомобилей Renault. Такие договоренности достигнуты после переговоров дилеров Renault c тольяттинским автогигантом, который стал правопреемником французского бренда. По оценкам представителя дилерского сообщества, примерно 20% номенклатуры запчастей Renault находится под санкционными ограничениями. «Это вся электроника, а также тяжелая механика, которая подпадает под ограничения по цене: коробки передач, двигатели в сборе. Но и они также будут поставляться в Россию. Возможно, "АвтоВАЗу" даже будет проще их ввезти, чем Renault. Конечно, логистическая задача будет непростая, но это временные трудности, которые будут решены», — заверил Маркман.

Чуть лучше ситуация обстоит с азиатскими автомобилями. Запчасти для китайских брендов из-за осложнений в логистике доходят до складов дольше, но все же доходят — так же, как и корейских автопроизводителей. Японские бренды находятся в неоднозначном положении: с их европейских складов поставки ограничены, а запчасти, которые едут прямо из Японии, все-таки доходят на отечественные склады, утверждают в «Ингосстрах».

Из-под полы, «для своих» и дорого

В обозримом будущем критичного дефицита запчастей страховщики не ожидают, полагая, что на самом деле детали в России есть, просто приобрести их могут далеко не все, а только «свои». Если автомобиль в средней ценовой категории, придется ждать ремонта, пока поставки не возобновятся. Поэтому большинство страховщиков уже увеличили сроки ремонта документально, и даже Роспотребнадзор расширил срок гарантийного ремонта вдвое — с 45 до 90 дней.

Изменилась и стоимость дефицитных запчастей не только для ремонта по каско, но и по ОСАГО. Несмотря на то, что страховщики в ремонте по «автогражданке» руководствуются справочниками автозапчастей, в реальной жизни цены ушли за верхнюю границу. Только в начале апреля стоимость запчастей выросла в среднем на 60–70% по основным группам товаров, а стоимость работ подорожала на 20%. Это после мартовского роста цен на запчасти на 30–50%.«Новая версия справочников, которая вступила в силу 19 июня, позволит полноценно осуществлять ремонт поврежденных в авариях автомобилей новыми деталями, — сообщил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. — Еще до вступления в силу новых справочников РСА зафиксировал резкий рост размера средней выплаты по ОСАГО: в мае 2022 года она выросла по сравнению с маем 2021 года на 13%, или на 8,5 тыс. рублей, и составила 74,8 тыс. рублей».

Оформить ОСАГО c экономией до 83% на Банки.ру

Для ремонта по каско в некоторых случаях страховщики готовы переплачивать за запчасти, чтобы поставить их на автомобиль особо ценного для компании клиента. Но массовой такую практику не назовешь. Не решен вопрос взаимодействия с представительствами автомарок, которые должны поставлять запчасти на авто по гарантии, но не делают этого из-за санкций.

Поможет ли параллельный импорт?

Надежды возлагают сейчас на параллельный импорт, который разрешило правительство. Суть в том, что запчасти будут попадать в Россию по новой схеме — без одобрения собственников торговых марок и через страны, не попавшие под санкции. По данным РБК, в скором времени в России по параллельному импорту будут завезены автомобили марок Audi, BMW, General Motors (включая Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC), а также Honda и других. Должны появиться на полках и детали от Bosch, Мahle, Wabco. Однако проблема параллельного импорта заключается в том, что провоз в страну происходит после его оформления на местных резидентов-физлиц. То есть если появятся претензии к купленному автомобилю или запчастям, предъявлять их придется не компании-производителю, а лицу, которое ввезло товар в Россию или реализовало. Следовательно, гарантии останутся очень условными.

«Параллельный импорт поможет справиться с дефицитом, но не по всем позициям. Сильно поможет по расходникам, по достаточно простым узлам, которые уже пошли по параллельному импорту в большом количестве. Насколько я знаю, производители не возражают, а даже наоборот — рады, что появилась такая возможность поставлять товары на российский рынок», — говорит Игорь Моржаретто.

Как предлагают урегулировать страховой случай по каско

Ситуация с поставкой запчастей для ремонта, по всей видимости, останется нестабильной и дальше. Ремонтировать же автомобили нужно сейчас. Поэтому страховщики предлагают несколько вариантов урегулирования страховых случаев на выбор автовладельца:

  1. ремонт машины в партнерском сервисе страховой (а не у официального дилера);
  2. самостоятельную покупку автозапчастей с компенсацией расходов и последующим ремонтом на станции страховщика;
  3. выплату денежного возмещения для самостоятельного ремонта.

«Конечно, страхователи предпочитают ремонт, — поделились в пресс-службе "Совкомбанк Страхование". — Сегодня он представляется более интересным вариантом, потому что все проблемы, связанные с поиском запчастей, ложатся на страховщика. Кроме того, для автовладельцев это привычная и удобная схема работы. Тогда как денежная выплата перекладывает все заботы по ремонту на страхователя. В такой ситуации вполне вероятно переплатить, потому что для каждого СТОА страхователь будет новым клиентом без бонусов и скидок».

Дожидаться ремонта по страховке действительно проще и удобнее: отдал машину, через 15–30 дней забрал уже целую, и не нужно самостоятельно искать СТО, запчасти и переживать, что малознакомые мастера проведут работы некачественно. В «Совкомбанк Страхование» утверждают, что большинство дилерских СТОА продолжают прием застрахованных транспортных средств на ремонт по выданным направлениям. Случаи отказа встречаются редко, и тогда автовладельца направят на другую специализированную станцию или СТОА-мультибренд. Но сроки ремонта выросли.

Второй вариант — самостоятельно купить необходимые для ремонта запчасти, получить от страховщика компенсацию фактически понесенных расходов на их покупку и направление на ремонт на дилерском СТОА или техсервисе-партнере. Но в этом случае перед автовладельцем встают новые проблемы: где самостоятельно найти детали, как несведущему в тонкостях ремонта человеку определить, что продали ему оригинальную запчасть, а не китайский аналог в немецкой упаковке. Кроме того, чтобы получить от страховщика денежную компенсацию расходов на запчасти, стоимость их предварительно нужно согласовать с ним и предоставить документы, подтверждающие понесенные расходы.

Третий вариант — получить страховую компенсацию деньгами в полном объеме. В этом случае рисков еще больше: поиски СТОА, запчастей, контроль за качеством работ и запчастей. К тому же нужно уложиться в полученную сумму компенсации, которую по условиям договора страхования выплачивают с учетом износа заменяемых деталей.

Роман СПАВЛЕНКО для Банки.ру

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме