Запчасти для ремонта автомобиля найти все сложнее. Как сейчас урегулируют страховые случаи по каско?

Дата публикации: 21.06.2022 08:01
16 205
Время прочтения: 7 минут
Запчасти для ремонта автомобиля найти все сложнее. Как сейчас урегулируют страховые случаи по каско?
Автор
Роман Спавленко автор статей Банки.ру
Источник
Банки.ру

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Ожидаемый дефицит автозапчастей вследствие санкций и ухода с российского рынка иностранных автопроизводителей наступил. Найти необходимые для ремонта стекла, зеркала и детали двигателя все сложнее не только автомобилистам, но и СТО-партнерам страховщиков. Разбираемся, что выгоднее: дожидаться ремонта от страховщика или взять компенсацию деньгами и отремонтировать авто самостоятельно.

Автосервисы испытывают проблемы с запчастями

С февральских событий стоимость запчастей выросла в среднем на 32%, рассказали в компании «Ингосстрах». Причина — в изменениях логистических цепочек доставки в Россию, удлинении маршрутов и увеличении количества посредников. «Все поставки шли морем, — рассказал автоэксперт Игорь Моржаретто. — Из-за проблем с контейнерами, перегрузок портов логистика обрушилась. Поэтому сложности есть по всем запчастям, в том числе европейских производителей, в особенности премиальных марок». Самые большие трудности возникают с деталями для ремонта от производителей, которые уходят из России: Bosch, Denso, 555, Brembo, Koyo.

По информации РБК, около 70% автосервисов испытывают проблемы с запчастями. В первую очередь для двигателей — о проблеме говорят 64% опрошенных станций техобслуживания авто (СТОА). Кроме того, ощущается нехватка моторных масел (около 47% СТОА) и свечей зажигания (44% СТОА). Также у сервисов есть сложности с поиском фильтров (42%), электрооборудования и датчиков (40%), тормозных систем (38%), амортизаторов (38%), ремней ГРМ (24%), подвесок и рулевого управления (20%). Из России ушли ключевые поставщики автомобильных красок для кузовного ремонта. У оставшихся нарушилась логистика, поэтому рынок через два месяца ждет еще и дефицит красок.

Какова ситуация с оригинальными запчастями?

ОСАГО и каско раньше и, пожалуй, болезненнее других направлений страхования ощутили на себе последствия западных санкций. Так считают почти 70% респондентов-страховщиков, опрошенных аналитическим агентством «Эксперт РА». Главная проблема — дефицит оригинальных деталей, которые нужны для гарантийного ремонта.

По данным «Ингосстрах», дилерские техцентры приобретают детали для ремонта на центральных складах автопроизводителей. Туда попадают комплектующие практически для всех автомобилей европейских и американских производителей, но в очень ограниченном количестве. Исключения составляют некоторые европейские марки и азиатские, чьи запчасти изготавливаются в России — часть моделей Renault, Nissan, Toyota.

Подобрать автокредит

Например, дилеры Renault, как сообщил Autonews.ru президент Ассоциации дилеров Renault в России Эдуард Маркман, ремонт и обслуживание своих автомобилей смогут продолжать с помощью оригинальных запчастей. Организацию их поставок взял на себя «АвтоВАЗ». В конце июня он перейдет на обслуживание автомобилей Renault. Такие договоренности достигнуты после переговоров дилеров Renault c тольяттинским автогигантом, который стал правопреемником французского бренда. По оценкам представителя дилерского сообщества, примерно 20% номенклатуры запчастей Renault находится под санкционными ограничениями. «Это вся электроника, а также тяжелая механика, которая подпадает под ограничения по цене: коробки передач, двигатели в сборе. Но и они также будут поставляться в Россию. Возможно, "АвтоВАЗу" даже будет проще их ввезти, чем Renault. Конечно, логистическая задача будет непростая, но это временные трудности, которые будут решены», — заверил Маркман.

Чуть лучше ситуация обстоит с азиатскими автомобилями. Запчасти для китайских брендов из-за осложнений в логистике доходят до складов дольше, но все же доходят — так же, как и корейских автопроизводителей. Японские бренды находятся в неоднозначном положении: с их европейских складов поставки ограничены, а запчасти, которые едут прямо из Японии, все-таки доходят на отечественные склады, утверждают в «Ингосстрах».

Из-под полы, «для своих» и дорого

В обозримом будущем критичного дефицита запчастей страховщики не ожидают, полагая, что на самом деле детали в России есть, просто приобрести их могут далеко не все, а только «свои». Если автомобиль в средней ценовой категории, придется ждать ремонта, пока поставки не возобновятся. Поэтому большинство страховщиков уже увеличили сроки ремонта документально, и даже Роспотребнадзор расширил срок гарантийного ремонта вдвое — с 45 до 90 дней.

Изменилась и стоимость дефицитных запчастей не только для ремонта по каско, но и по ОСАГО. Несмотря на то, что страховщики в ремонте по «автогражданке» руководствуются справочниками автозапчастей, в реальной жизни цены ушли за верхнюю границу. Только в начале апреля стоимость запчастей выросла в среднем на 60–70% по основным группам товаров, а стоимость работ подорожала на 20%. Это после мартовского роста цен на запчасти на 30–50%.«Новая версия справочников, которая вступила в силу 19 июня, позволит полноценно осуществлять ремонт поврежденных в авариях автомобилей новыми деталями, — сообщил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. — Еще до вступления в силу новых справочников РСА зафиксировал резкий рост размера средней выплаты по ОСАГО: в мае 2022 года она выросла по сравнению с маем 2021 года на 13%, или на 8,5 тыс. рублей, и составила 74,8 тыс. рублей».

Оформить ОСАГО c экономией до 86% на Банки.ру

Для ремонта по каско в некоторых случаях страховщики готовы переплачивать за запчасти, чтобы поставить их на автомобиль особо ценного для компании клиента. Но массовой такую практику не назовешь. Не решен вопрос взаимодействия с представительствами автомарок, которые должны поставлять запчасти на авто по гарантии, но не делают этого из-за санкций.

Поможет ли параллельный импорт?

Надежды возлагают сейчас на параллельный импорт, который разрешило правительство. Суть в том, что запчасти будут попадать в Россию по новой схеме — без одобрения собственников торговых марок и через страны, не попавшие под санкции. По данным РБК, в скором времени в России по параллельному импорту будут завезены автомобили марок Audi, BMW, General Motors (включая Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC), а также Honda и других. Должны появиться на полках и детали от Bosch, Мahle, Wabco. Однако проблема параллельного импорта заключается в том, что провоз в страну происходит после его оформления на местных резидентов-физлиц. То есть если появятся претензии к купленному автомобилю или запчастям, предъявлять их придется не компании-производителю, а лицу, которое ввезло товар в Россию или реализовало. Следовательно, гарантии останутся очень условными.

«Параллельный импорт поможет справиться с дефицитом, но не по всем позициям. Сильно поможет по расходникам, по достаточно простым узлам, которые уже пошли по параллельному импорту в большом количестве. Насколько я знаю, производители не возражают, а даже наоборот — рады, что появилась такая возможность поставлять товары на российский рынок», — говорит Игорь Моржаретто.

Как предлагают урегулировать страховой случай по каско

Ситуация с поставкой запчастей для ремонта, по всей видимости, останется нестабильной и дальше. Ремонтировать же автомобили нужно сейчас. Поэтому страховщики предлагают несколько вариантов урегулирования страховых случаев на выбор автовладельца:

  1. ремонт машины в партнерском сервисе страховой (а не у официального дилера);
  2. самостоятельную покупку автозапчастей с компенсацией расходов и последующим ремонтом на станции страховщика;
  3. выплату денежного возмещения для самостоятельного ремонта.

«Конечно, страхователи предпочитают ремонт, — поделились в пресс-службе "Совкомбанк Страхование". — Сегодня он представляется более интересным вариантом, потому что все проблемы, связанные с поиском запчастей, ложатся на страховщика. Кроме того, для автовладельцев это привычная и удобная схема работы. Тогда как денежная выплата перекладывает все заботы по ремонту на страхователя. В такой ситуации вполне вероятно переплатить, потому что для каждого СТОА страхователь будет новым клиентом без бонусов и скидок».

Дожидаться ремонта по страховке действительно проще и удобнее: отдал машину, через 15–30 дней забрал уже целую, и не нужно самостоятельно искать СТО, запчасти и переживать, что малознакомые мастера проведут работы некачественно. В «Совкомбанк Страхование» утверждают, что большинство дилерских СТОА продолжают прием застрахованных транспортных средств на ремонт по выданным направлениям. Случаи отказа встречаются редко, и тогда автовладельца направят на другую специализированную станцию или СТОА-мультибренд. Но сроки ремонта выросли.

Второй вариант — самостоятельно купить необходимые для ремонта запчасти, получить от страховщика компенсацию фактически понесенных расходов на их покупку и направление на ремонт на дилерском СТОА или техсервисе-партнере. Но в этом случае перед автовладельцем встают новые проблемы: где самостоятельно найти детали, как несведущему в тонкостях ремонта человеку определить, что продали ему оригинальную запчасть, а не китайский аналог в немецкой упаковке. Кроме того, чтобы получить от страховщика денежную компенсацию расходов на запчасти, стоимость их предварительно нужно согласовать с ним и предоставить документы, подтверждающие понесенные расходы.

Третий вариант — получить страховую компенсацию деньгами в полном объеме. В этом случае рисков еще больше: поиски СТОА, запчастей, контроль за качеством работ и запчастей. К тому же нужно уложиться в полученную сумму компенсации, которую по условиям договора страхования выплачивают с учетом износа заменяемых деталей.

Роман СПАВЛЕНКО для Банки.ру

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме