Как получить свидетельство о регистрации ИП в 2025 году

Дата публикации: 23.05.2025 16:30
351
Время прочтения: 4 минуты
Как получить свидетельство о регистрации ИП в 2025 году
Автор
Ася Лаврентьева Автор Банки.ру
Источник
Banki.ru

Разбираемся, какие документы заменяют свидетельство о регистрации ИП в 2025 году, в чем их отличия от свидетельства и как их получить. 

Что такое свидетельство о регистрации ИП

Свидетельство о регистрации ИП — это документ, который подтверждает, что физическое лицо внесено в реестр предпринимателей (ЕГРИП). Получение свидетельства легализует коммерческую деятельность и предоставляет право на ведение бизнеса в рамках законодательства.

До вступления в силу изменений 2017 года для подтверждения статуса использовался специальный бланк по форме Р60004. С 1 января 2017-го бланк заменили листом записи ЕГРИП по форме Р60009, утвержденной приложением приказа ФНС России от 06.11.2020 № ЕД-7-14/794@. Лист записи ЕГРИП выдается на обычной бумаге. 

А с 2018 года ИП получает документ по умолчанию в электронном формате. По запросу в налоговой инспекции могут выдать бумажный экземпляр. 

Как получить свидетельство о регистрации ИП 

В 2025 году получить свидетельство о регистрации ИП не удастся: вместо него при регистрации индивидуальному предпринимателю оформят лист записи из ЕГРИП. 

В чем разница между свидетельством, выпиской из ЕГРИП и листом записи ЕГРИП

Свидетельство о регистрации ИП — документ на официальном бланке, в котором указаны Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, его ИНН и ОГРНИП и подтвержден сам факт регистрации физического лица в качестве ИП. 

Выписка из ЕГРИП — детальная справка, в которой объединены все официальные данные о предпринимателе, внесенные в госреестр. В этом документе указываются основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП) и полная хронология изменений статуса ИП — от создания до текущего состояния. При этом информация, касающаяся личных данных физлица (например, адрес проживания), в такой выписке не раскрывается.

Лист записи ЕГРИП — это документ, который отражает конкретное изменение в статусе ИП: регистрацию нового ИП, корректировку видов экономической деятельности, прекращение предпринимательской деятельности. В отличие от выписки, лист записи включает реквизиты документа-основания (например, приказа или заявления), на базе которого было выполнено соответствующее действие.

Выписка из ЕГРИП — более современная форма документа, подтверждающего право человека на предпринимательскую деятельность. 

И выписка, и лист записи могут быть получены онлайн, бумажный документ необязателен. Получить выписку из ЕГРИП может не только сам предприниматель, но и любой другой человек: сведения об ИП доступны на сайте налоговой

А лист записи ЕГРИП получить может только сам индивидуальный предприниматель. 

Можно ли получить дубликат свидетельства о регистрации ИП

С 2017 года свидетельство о регистрации ИП перестали выдавать, получить дубликат документа не получится. Вместо него вам выдадут лист записи из Единого государственного реестра. 

Для этого нужно обратиться в налоговую с запросом, в которому будут указаны данные индивидуального предпринимателя: Ф. И. О., ИНН или ОГРНИП. Для получения листа записи ЕГРИП потребуется оплатить государственную пошлину в размере 200 рублей. Налоговая пришлет документ записи в течение 5 дней на электронную почту. 

Индивидуальные предприниматели могут обратиться за документом лично либо через доверенное лицо, чьи полномочия подтверждены нотариально.

Нужен ли документ в бумажном виде сегодня

Для большинства операций бумажный документ, подтверждающий право на предпринимательскую деятельность, ИП не потребуется. Для заключения договоров с поставщиками и клиентами достаточно электронных документов. 

Однако в ряде случаев предпринимателю потребуется бумажный документ: 

  1. Участие в закупках — даже при переходе на электронные торги некоторые этапы госзакупок или коммерческих тендеров требуют бумажных заверенных документов.
  2. Работа с госорганами — например, для обжалования решений проверяющих инстанций или получения лицензий.
  3. Получение кредита — банки часто запрашивают подтверждение регистрации компании или ИП в бумажном виде при оформлении кредитных договоров.
  4. Обращение в суд — для подачи иска необходимо предоставить официально заверенные копии регистрационных документов.

Как получить электронный аналог свидетельства

Электронный аналог свидетельства о регистрации ИП — это лист записи из ЕГРИП. 

Он выдается непосредственно в момент регистрации индивидуального предпринимателя в налоговой. При оформлении можно в том числе запросить выдачу бумажного документа. 

Если лист записи утерян, ИП можно обратиться в ФНС за получением дубликата. 

Как получить свидетельство о регистрации ИП: главное

  • С 1 января 2017 года бумажное свидетельство о регистрации ИП больше не выдается. Вместо него индивидуальные предприниматели получают лист записи из ЕГРИП в электронной форме или на бумажном носителе по запросу. 
  • Подтвердить право на предпринимательскую деятельность поможет выписка и ЕГРИП. Это документ, доступный любому человеку в электронном виде. Получить выписку можно на сайте налоговой. Потребуется ИНН, ОГРНИП или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя. 
  • Дубликат свидетельства о регистрации сегодня получить невозможно — заменой документа является лист записи ОГРНИП. В случае его утери ИП может обратиться в налоговую и запросить дубликат в электронном виде или в бумажном. 
  • Для большинства операций достаточно электронного документа, подтверждающего право на ведение предпринимательской деятельности. Бумажный формат необходим, если речь идет об участии в госзакупках и взаимодействии с государственными органами, а также получении кредитов и других банковских продуктов.
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты