Разбираемся, какие документы заменяют свидетельство о регистрации ИП в 2025 году, в чем их отличия от свидетельства и как их получить.
Что такое свидетельство о регистрации ИП
Свидетельство о регистрации ИП — это документ, который подтверждает, что физическое лицо внесено в реестр предпринимателей (ЕГРИП). Получение свидетельства легализует коммерческую деятельность и предоставляет право на ведение бизнеса в рамках законодательства.
До вступления в силу изменений 2017 года для подтверждения статуса использовался специальный бланк по форме Р60004. С 1 января 2017-го бланк заменили листом записи ЕГРИП по форме Р60009, утвержденной приложением приказа ФНС России от 06.11.2020 № ЕД-7-14/794@. Лист записи ЕГРИП выдается на обычной бумаге.
А с 2018 года ИП получает документ по умолчанию в электронном формате. По запросу в налоговой инспекции могут выдать бумажный экземпляр.
Как получить свидетельство о регистрации ИП
В 2025 году получить свидетельство о регистрации ИП не удастся: вместо него при регистрации индивидуальному предпринимателю оформят лист записи из ЕГРИП.
В чем разница между свидетельством, выпиской из ЕГРИП и листом записи ЕГРИП
Свидетельство о регистрации ИП — документ на официальном бланке, в котором указаны Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, его ИНН и ОГРНИП и подтвержден сам факт регистрации физического лица в качестве ИП.
Выписка из ЕГРИП — детальная справка, в которой объединены все официальные данные о предпринимателе, внесенные в госреестр. В этом документе указываются основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП) и полная хронология изменений статуса ИП — от создания до текущего состояния. При этом информация, касающаяся личных данных физлица (например, адрес проживания), в такой выписке не раскрывается.
Лист записи ЕГРИП — это документ, который отражает конкретное изменение в статусе ИП: регистрацию нового ИП, корректировку видов экономической деятельности, прекращение предпринимательской деятельности. В отличие от выписки, лист записи включает реквизиты документа-основания (например, приказа или заявления), на базе которого было выполнено соответствующее действие.
Выписка из ЕГРИП — более современная форма документа, подтверждающего право человека на предпринимательскую деятельность.
И выписка, и лист записи могут быть получены онлайн, бумажный документ необязателен. Получить выписку из ЕГРИП может не только сам предприниматель, но и любой другой человек: сведения об ИП доступны на сайте налоговой.
А лист записи ЕГРИП получить может только сам индивидуальный предприниматель.
Можно ли получить дубликат свидетельства о регистрации ИП
С 2017 года свидетельство о регистрации ИП перестали выдавать, получить дубликат документа не получится. Вместо него вам выдадут лист записи из Единого государственного реестра.
Для этого нужно обратиться в налоговую с запросом, в которому будут указаны данные индивидуального предпринимателя: Ф. И. О., ИНН или ОГРНИП. Для получения листа записи ЕГРИП потребуется оплатить государственную пошлину в размере 200 рублей. Налоговая пришлет документ записи в течение 5 дней на электронную почту.
Индивидуальные предприниматели могут обратиться за документом лично либо через доверенное лицо, чьи полномочия подтверждены нотариально.
Нужен ли документ в бумажном виде сегодня
Для большинства операций бумажный документ, подтверждающий право на предпринимательскую деятельность, ИП не потребуется. Для заключения договоров с поставщиками и клиентами достаточно электронных документов.
Однако в ряде случаев предпринимателю потребуется бумажный документ:
- Участие в закупках — даже при переходе на электронные торги некоторые этапы госзакупок или коммерческих тендеров требуют бумажных заверенных документов.
- Работа с госорганами — например, для обжалования решений проверяющих инстанций или получения лицензий.
- Получение кредита — банки часто запрашивают подтверждение регистрации компании или ИП в бумажном виде при оформлении кредитных договоров.
- Обращение в суд — для подачи иска необходимо предоставить официально заверенные копии регистрационных документов.
Как получить электронный аналог свидетельства
Электронный аналог свидетельства о регистрации ИП — это лист записи из ЕГРИП.
Он выдается непосредственно в момент регистрации индивидуального предпринимателя в налоговой. При оформлении можно в том числе запросить выдачу бумажного документа.
Если лист записи утерян, ИП можно обратиться в ФНС за получением дубликата.
Как получить свидетельство о регистрации ИП: главное
- С 1 января 2017 года бумажное свидетельство о регистрации ИП больше не выдается. Вместо него индивидуальные предприниматели получают лист записи из ЕГРИП в электронной форме или на бумажном носителе по запросу.
- Подтвердить право на предпринимательскую деятельность поможет выписка и ЕГРИП. Это документ, доступный любому человеку в электронном виде. Получить выписку можно на сайте налоговой. Потребуется ИНН, ОГРНИП или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя.
- Дубликат свидетельства о регистрации сегодня получить невозможно — заменой документа является лист записи ОГРНИП. В случае его утери ИП может обратиться в налоговую и запросить дубликат в электронном виде или в бумажном.
- Для большинства операций достаточно электронного документа, подтверждающего право на ведение предпринимательской деятельности. Бумажный формат необходим, если речь идет об участии в госзакупках и взаимодействии с государственными органами, а также получении кредитов и других банковских продуктов.