Россияне все чаще покупают финансовые услуги через интернет. Это касается банковских вкладов, страховок, кредитных карт и даже покупки валюты. По данным Банки.ру, в первом квартале 2025 года количество заявок на банковские карты удвоилось, интерес к покупке валюты вырос почти наполовину. Вклады стали покупать примерно на пятую часть чаще, страховки — на четверть — половину больше. А вот кредиты берут реже, что соответствует общей ситуации на финансовом рынке. Интерес к обычным платежным картам почти не изменился.
Мы решили посмотреть, какие изменения произошли за этот период в портрете пользователя нашего маркетплейса, для чего проанализировали параметры заявок, оформленных на Банки.ру с января 2024-го по апрель 2025 года. Делимся результатами.
Какие данные использовались
Использовались эксклюзивные внутренние данные Банки.ру. В расчет входили данные заявок на финансовые продукты, оставленные на Банки.ру в период с 1 января 2024 года по 30 апреля 2025 года. По состоянию на май 2025 года на нашей платформе уже более 20 млн зарегистрированных пользователей. Ежемесячно Банки.ру обрабатывает более 2,4 млн заявок на финансовые продукты. Наши сервисы работают более чем в 20 продуктовых категориях.
Кого больше — мужчин или женщин
В первые четыре месяца 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го среди пользователей нашего маркетплейса стало больше мужчин — их доля увеличилась на 2% и достигла отметки в 60%, а доля заявок, оставленных женщинами, составила 40%.
При этом на протяжении всего периода с января 2024 года по апрель 2025 года мы фиксировали более значительное увеличение доли заявок, оставленных представителями мужского пола, — с 57% до 61%.
Кто чаще пользуется финансовыми технологиями — зумеры или миллениалы
Одновременно (здесь и далее сравниваются данные января — апреля 2025 года с аналогичным периодом 2024 года) наблюдался тренд на «омоложение» пользователя финансовых технологий: больше половины всех заявок оставляли лица в возрасте от 18 до 34 лет, а доля пользователей, представляющих самую младшую возрастную группу (18–24 лет), увеличилась на 3% по сравнению с прошлым годом.
Доля же заявок, оставленных лицами в возрасте от 35 до 44 лет, наоборот, уменьшилась на 2%. Удельный вес более старших групп за год не изменился, а меньше спрос на финансовые продукты онлайн был у представителей самой возрастной группы (старше 65 лет).
Семейный портрет
В первые 4 месяца 2025 года, как и в соответствующем периоде 2024-го, половина пользователей Банки.ру состояла в браке (официальном или гражданском) — доля таких людей незначительно увеличилась с 48% до 49%.
Как и годом ранее, большинство пользователей не имели детей и за год их доля выросла с 57% до 60%. Пользователей с двумя детьми стало на 2% меньше, всего — 12%, а пользователей с одним ребенком стало меньше на 1% (23%). В период же с января 2024 года по апрель 2025 года доля пользователей без детей увеличилась более существенно — с 55% до 59%, а доля людей с одним и двумя детьми снизилась — с 26% до 23% и 14% и 13% соответственно.
Пользователей с высшим образованием стало больше
Доля людей с высшим образованием в начале 2025 года осталась примерно на том же уровне, что и в январе – апреле 2024 года (незначительное увеличение с 30% до 31%), в то время как людей со средним образованием, составляющих абсолютное большинство среди пользователей Банки.ру, стало меньше — их доля уменьшилась с 63% до 61%.
При этом в период с января 2024 года по апрель 2025 года доля людей с высшим образованием увеличилась более значимо — с 28% до 32%.
Доходы стали больше — среди пользователей
Выросли за рассматриваемый период и указываемые нашими пользователями в заявках на оформление финансовых продуктов ежемесячные доходы. Тех, кто зарабатывает меньше 50 000 рублей, стало меньше — теперь их примерно 25, тогда как в прошлом году их было 37%.
Людей с уровнями доходов, превышающими 100 тысяч рублей, наоборот, увеличилась с 22% до 34%. Рост среднего дохода и удельного веса лиц с более высокими уровнями доходов наблюдался во всех кварталах рассматриваемого периода.
Чаще всего пользователи Банки.ру зарабатывают от 50 до 100 тысяч рублей — их чуть больше 40%.
Но выросли и расходы на кредиты
Преобладающая часть пользователей указывала, что тратит на кредиты в месяц сумму менее 10 тысяч рублей — хотя людей с такими расходами за год стало меньше (их доля составила 70% в I квартале 2025 года против 74% в I квартале 2024 года).
Доля же людей с более крупными ежемесячными кредитными расходами, соответственно, увеличилась. В частности, пользователей, которые тратят на такие финансовые продукты более 50 тысяч рублей в месяц, стало больше на 2% — их удельный вес составил 5% в I квартале 2025 года.
Жители столичных регионов чаще, чем остальные, предпочитают онлайн-финансы
На протяжении всего периода наибольшее количество заявок в сервисах Банки.ру оставили пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края.
Кардинальных изменений в течение года в структуре топ-10 регионов, жители которых наиболее часто пользуются финансовыми продуктами онлайн, обнаружено не было: наряду с тройкой регионов, указанных выше, лидерами по количеству заявок стали Свердловская, Московская, Челябинская, Ростовская и Новосибирская области, а также две республики — Татарстан и Башкортостан.
Наименьший же интерес к финансовым продуктам онлайн предъявляли жители Тверской, Томской и Белгородской областей.
Основные тезисы
- В январе — апреле 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года спрос на финансовые продукты среди пользователей Банки.ру оставался высоким и больше всего увеличился на кредиты под залог недвижимости. Положительная динамика спроса наблюдалась также по сберегательным и страховым продуктам, для сбережений рост составил от 22% до 73%, а для страхования — от 27% до 60% в зависимости от продуктов. Интерес к дебетовым картам остался практически на том же уровне, а спрос на кредитные продукты ожидаемо снизился, что в целом отвечает прослеживаемым на рынке трендам.
- Количество заявок, оставленных мужчинами, в период с января 2024 года по апрель 2025 года увеличилось на 4% и достигло 61% от общего числа заявок, оставленных пользователями Банки.ру.
- Наблюдается тренд омоложения пользователей, в частности, удельный вес самой младшей возрастной группы (18–24 лет) за год увеличился на 3%, а больше половины заявок оставили индивиды в возрасте от 18 до 34 лет — 55%.
- Как и в прошлом году, в первые четыре месяца 2025 года почти половина пользователей Банки.ру находилась в браке (официальном или гражданском), а большинство лиц, оставивших заявки, не имели детей.
- Несмотря на то что доля людей с высшим образованием за рассматриваемый период увеличилась, большинство пользователей обладает только средним или специальным образованием — 61% в апреле 2025 года.
- За год выросли не только указываемые пользователями ежемесячные уровни доходов, но и уровни расходов на кредиты, а региональная структура осталась без изменений. Больше всего заявок онлайн оставляли представители Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Меньше же всего — жители Тверской, Томской и Белгородской областей.