Транспорт играет ключевую роль в повседневной жизни россиян: от регулярных поездок на работу до путешествий по стране и за ее пределы. Так, по данным Росстата, в 2024 году общественным транспортом воспользовались 15,7 млрд раз, из них 59% пришлось на автобусы, 20% — метрополитен, 8% — железнодорожный транспорт. Развитие цифровых сервисов делает эти перемещения более удобными: пользователи чаще покупают билеты онлайн, сравнивают цены, планируют маршруты и выбирают наиболее выгодные способы оплаты. На этом фоне интерес к финансовым продуктам, которые позволяют экономить на транспорте, например, картам с кэшбэком на билеты и поездки, тоже стабильно растет.
В рамках совместного исследования «Туту» и Банки.ру разбирались, как выглядит современный пользователь транспорта: кто чаще покупает билеты онлайн, какие направления выбирает и какие банковские продукты при этом считает выгодными.
— Мужчины чаще пользуются авиаперелетами (58%), а женщины — автобусами и поездами (по 55%).
— Авиаперелетами в основном пользуются пассажиры 36–45 лет (24%), на автобусах чаще передвигаются молодые люди в возрасте 19–25 лет (29%), на поездах — пассажиры 46–60 лет (21%).
— Поодиночке чаще ездили на автобусах (81%), а реже всего — на поездах (72%). Вдвоем чаще ездят на поездах — в 20% случаев.
— Для поездок с младенцами (до одного года) чаще выбирают авиаперелеты (1%) и реже всего автобусы (0,1%).
— 23% пользователей хотели бы оформить дебетовую карту с кэшбэком в категориях «Транспорт», 20% — кредитную. Большинство из них — мужчины (65% и 60% соответственно).
— В региональном разрезе чаще всего картами с кэшбэком на транспорт интересовались москвичи, петербуржцы, а также жители Краснодарского края, Свердловской области.
Кто и как путешествует
Мужчины чаще пользуются авиаперелетами, их доля среди пользователей этого транспорта составила 58%. Женщины чаще выбирают автобусы и поезда — по 55%.
В целом среди пассажиров всех видов транспорта преобладают клиенты возрастом 46–60 лет, их было 20%. Немногим меньше были доли путешественников в возрасте 19–25 и 35–45 лет (по 19%) и 26–35 лет (17%). Младенцы до года составляли 0,6%, дети 2–12 лет — 6%, подростки 13–18 лет — 8%. Представители старшего поколения в возрасте 61 год и старше приобретали билеты в 10% случаев.
При этом в разбивке по виду транспорта заметно, что авиаперелетами в основном пользуются пассажиры 26–60 лет, их совокупная доля составила 66%. Во всех возрастных группах, кроме старшей (61 год и более), большинство составляли мужчины — от 51% до 67%.

На автобусах чаще всего передвигаются молодые люди в возрасте 19–25 лет, за рассматриваемый период они приобрели 29% всех билетов на этот вид транспорта. Реже всего билеты на автобусы покупало старшее поколение (61 год и больше), что отчасти можно объяснить наличием у них социальных проездных, а также более низкой степенью использования цифровых каналов для покупки билетов. Остальные возрастные группы составляли примерно равные доли (14–17%). Различия между частотой поездок женщин и мужчин на автобусах небольшие во всех возрастных группах, кроме пассажиров в возрасте 46–60 лет и старше: в этих возрастных группах больше на автобусах ездят женщины – 63% и 72% соответственно.

Среди пассажиров поездов наблюдались менее выраженные различия в долях возрастных групп. Каждая из групп составляла 12–21%, при этом наиболее многочисленными стали пассажиры 46–60 лет (21%), наименее — в возрасте 61 год и более (12%). Как и в случае с автобусами, различия между количеством пассажиров-мужчин и пассажиров-женщин в использовании железнодорожного транспорта небольшое во всех возрастных категориях младше 46 лет. В группах 46–60 лет и старше 60 лет доля женщин значительно выше — 61% и 68% соответственно.

Поодиночке чаще ездили на автобусах (81% оформленных заказов на билеты), а реже всего — на поездах (72%). Билет на самолет на одного человека приобретали в 78% случаев. Для поездок с детьми (до 14 лет) чаще выбирают железнодорожный транспорт (10%), реже всего — автобусы (4%). Самолеты выбирали в 8% случаев. При этом для поездок с младенцами (до одного года) чаще выбирают авиаперелеты (1%) и реже всего автобусы (0,1%). Вдвоем чаще ездят на поездах — в 20% случаев, в авиа- и автобусных перелетах эта доля составляет 16%. Компаниями больше двух человек без детей до 14 лет на самолетах летают в 2% случаев, ездят в автобусах — 4%, на поездах — 7%.
Наиболее короткими по длительности являются авиаперелеты, занимая в среднем 4 часа 56 минут, следующие по длительности — поездки на автобусах, в среднем 5 часов 47 минут. Намного больше времени занимают поездки на железнодорожном транспорте, в котором пассажиры в среднем проводят 13 часов 51 минуту.

40% всех поездок на автобусах совершаются внутри региона. Это намного больше, чем в железнодорожных и авиаперевозках, — 10% и 2% соответственно.

19% всех авиаперелетов являются международными, в то время как среди поездок на автобусах таких рейсов лишь 5%, а среди рейсов поездов — 2%.

Авиаперелетами чаще всего пользуются при поездках в Центральный (24% заказов билетов) и Северо-Западный (15%) федеральные округа, а также за рубеж (13%). Большинство пассажиров автобусов также ездят в Центральный федеральный округ (32%), а также в Южный (19%) и Северо-Западный (11%) федеральные округа. Аналогично пассажиры, предпочитающие поезда, чаще всего направляются в Центральный, Южный и Северо-Западный федеральные округа (35%, 21% и 13% соответственно).
Кто экономит на транспортных расходах с помощью банковских продуктов
23% пользователей Банки.ру при подборе дебетовой карты хотели бы оформить продукт с бонусной системой под общим названием «Транспорт» (включает кэшбэк на оплату топлива, общественного транспорта, такси). Большинство из них мужчины, их доля составила 65%.
Подберите выгодную карту с повышенным кэшбэком и бесплатным обслуживанием:
Наиболее многочисленными оказались возрастные группы 25–34 лет и 35–44 лет, суммарно они составили 54% от общего количества подбиравших карты. Пользователи возрастом 18–24 лет и 45–54 лет составляли по 18%. Клиентов младше 18 лет и старше 55 лет в общей сложности было 11%.

В региональном разрезе чаще всего картами с кэшбэком на транспорт интересовались москвичи (32%) и петербуржцы (6%), а также жители Краснодарского края (5%), Пермского края (3%) и Свердловской области (2%).
В сегменте кредитных карт продуктами с бонусной системой «Транспорт» интересовались 20% пользователей: 60% из них составляли мужчины, 40% — женщины. Возрастная структура в кредитных картах смещается в сторону молодежи: наиболее многочисленными группами стали пользователи 25–34 лет и 35–44 лет с величиной долей 30% и 28% соответственно. Заметную долю также представляли клиенты 18–24 лет (23%).

Более половины (54%) пользователей, которым была интересна бонусная система, связанная с транспортом, хотели бы получить кредитный лимит в размере 50–100 тысяч рублей. Еще 13% запрашивали сумму от 10 до 30 тысяч рублей, 11% — от 100 до 200 тысяч рублей, 9% — от 200 до 500 тысяч рублей.
При этом у 22% пользователей месячный доход находился в диапазоне 75–100 тысяч рублей. По 18% составляли доли тех, кто получал 50–75 тысяч рублей и 100–150 тысяч рублей. Еще по 9% имели доход в 4–40 тысяч рублей и 200–500 тысяч рублей.
Кредитные карты с кэшбэком на транспорт, как и дебетовые карты, чаще всего подбирали жители Москвы (18%). Также в топ-5 по частоте оказались пользователи из Краснодарского края (6%), Санкт-Петербурга (5%), Свердловской и Ростовской областей (по 3%).

