Спрашивая управляющего директора компании «Диасофт» Александра ГЛАЗКОВА о преимуществах нового российского решения FLEXTERA в сравнении с разработками мировых поставщиков банковских систем, обозреватель портала Банки.ру был готов услышать
По словам Глазкова, «Диасофт» в следующем году рассчитывает открыть представительство в Китае и будет искать возможности для построения бизнеса в Англии и материковой Европе. При этом бизнес-модели планируется использовать разные. Потому что Европа — не Китай. Она стагнирует, ей плохо. Но бюджеты, тем не менее, у европейских банков есть. В том числе и на обновление IT-инфраструктуры. При этом в ЕС все борются за касты — затратность уменьшают.
За Китай Глазков отвечает в «Диасофте» лично. Это — его направление. И он изучает Поднебесную буквально со всех сторон. Отмечая во время командировок не только конкурентную ситуацию и состояние финансового рынка, но и изменения в менталитете, а также особенности психологии китайских топ-менеджеров.
«Китайцы стали другими, — указывает Глазков. — Они поменяли свой менталитет и сейчас способны спокойно говорить «нет». Раньше могли говорить только «да», и было невозможно понять, что это означает».
Тот факт, что рынок очень сильно изменился, позволил российской компании принять решение выходить в КНР не опосредованно, через партнера, а самостоятельно, создавая свою фирму. 10 лет назад, по мнению Александра Глазкова, это было в принципе невозможно. Но сейчас Китай — член ВТО, в банках работает менеджерский состав, прошедший западное обучение.
Глазков уверен, что самое важное для успеха на китайском рынке — наработать связи и контакты. В этой стране, если какой-то менеджер войдет в проект, он рискует всем, ставит на карту все свое будущее. Зато если партнерство налаживается и проект становится успешным, человек посвящает ему всего себя. И не меняет партнеров.
По данным Глазкова, в Китае из 16 компаний, которые работают на финансовом рынке, половина была взращена корпорацией IBM. И все они достаточно молодые. Даже по сравнению с «Диасофтом». Китайским фирмам, предлагающим свои решения банкам, лет, как правило, по 11—12. «Диасофту» — почти 20. То, что высокотехнологичный бизнес КНР был поднят IBM, российской компании на руку. Поскольку она идет туда с теми же технологиями. То есть будет находиться в мейнстриме. И, как партнер IBM, может надеяться на поддержку. При этом «Диасофт» рассчитывает получить помощь как от китайского офиса IBM, так и от расположенного по соседству, но по-прежнему довольно самостоятельного гонконгского.
С точки зрения объемов китайский рынок превосходит российский приблизительно в 20 раз. Наверху тамошней банковской пирамиды расположены пять государственных банков. «Они нас тоже интересуют, поскольку в стране есть стратегия на централизацию, и мы хотим за них пободаться», — не стал скрывать Александр Глазков. Но признал, что к первой пятерке очень сложно пробиться, поскольку все банки «политические».
Вслед за топ-5 стоят около 30 банков уровня российского ВТБ. В них процент иностранного капитала довольно значительный. По информации Глазкова, доля эта колеблется от 5% до 20%. Соответственно, велика и доля иностранного менеджмента. Все банки двадцатки, как отметил Глазков, находятся в жесткой конкурентной борьбе. Но с ними легко разговаривать, поскольку они не политизированы. На следующей ступени — городские банки. Их несколько сотен. Там до 50% капитала принадлежит западным инвесторам.
«Китай — вполне нормальная бизнес-среда, — констатирует Глазков. — Надо делать продукт, маркетинг, устанавливать связи, реализовывать пилотные проекты и показывать рынку, чего ты стоишь. А мы и по продукту, и по концепции подходим китайскому рынку идеально. Этот рынок не готов покупать ничего другого. Только SOA-ориентированные продукты».
Позиции глобальных поставщиков в Китае, по сведениям «Диасофта», не слишком сильны. Глазков связывает это с тем, что компании «работают в другой парадигме» и «рынок их не принимает». Возможно, виной всему зарегулированность — сродни российской.
Учитывая важность личных контактов для выхода на рынок КНР, обозреватель Банки.ру поделился с Александром Глазковым информацией о том, что представительство другой российской компании, уже достаточно успешно действующей в Китае, возглавляет близкий друг Джеки Чана. Человек, с которым национальный герой Поднебесной учился кун-фу. Оказалось, что Глазков хорошо знаком с Натальей Касперской и не так давно вместе с ней общался с министром связи РФ Игорем Щеголевым. Во время этой встречи была высказана мысль о том, что компании, чтобы успешно выйти на мировой рынок, необходимо «вызреть» на местном. Ее высказал сам Глазков. «Лаборатория Касперского» оказалась исключением из правил. Наталья Касперская объяснила, что компания выходила на новый рынок, когда, по сути, там никого еще не было. По мнению Глазкова, сейчас мы наблюдаем похожую ситуацию в банковской сфере. Меняются условия, банкам нужны SOA-решения и услуги по переходу на новую архитектуру. При этом разработчиков глобального уровня, способных проявлять гибкость и не пропихивать постоянно только свое, а оставлять заказчику выбор, — мало.
Времени на то, чтобы воспользоваться такой уникальной ситуацией, также немного. В «Диасофте» на подготовку к завоеванию китайского рынка выделен год. «За этот период надо перевести продукт на китайский язык, набрать штат, обучить. И никаких продаж не будет. Только инвестиции. Первая продажа, скорее всего, случится в 2012 году. Но может быть, и в 2011-м. Мы, честно говоря, хотим осенью следующего года уже
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru