Мобильники вскоре могут стать основными устройствами для осуществления банковских операций, предрекают эксперты. Судя по опросу, проведенному порталом Банки.ру, дистанционные каналы обслуживания все больше набирают популярность. У некоторых банков уже до 90% операций клиенты осуществляют через системы интернет- и мобильного банкинга.
Вчера на IV Международном форуме «Дистанционный банкинг — 2013» президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолий Аксаков заявил, что этот сегмент развивается в России наиболее быстрыми темпами. По словам Аксакова, за прошлый год рост дистанционного банкинга составил 40%, а его объем достиг 600 млрд рублей. «Ожидается, что в 2013 году этот показатель увеличится более чем в три раза и приблизится к 2 триллионам рублей, — привел данные глава АРБР. — Очень быстро растут обороты с использованием мобильного банкинга. В этом году рост в этом сегменте также составит 40%».
Как отметил Аксаков, очевидно, что в ближайшее время телефон будет заменять привычную платежную карту как для управления счетом, так и оплаты товаров и услуг. «Я не исключаю, что с помощью мобильного телефона будут и получаться кредиты, и погашаться обязательства по ним», — добавил он.
Большое будущее в плане банковских технологий сулит мобильникам также заместитель директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников. На презентации нового проекта компании GetTaxi (шла речь о том, что за проезд в такси теперь можно расплачиваться банковской картой) он обратил внимание на то, что в России сегодня примерно 65 млн людей ежемесячно пользуются Интернетом как средством коммуникации, общения, заказа товаров и услуг.
«Естественно, с каждым годом и мобильный Интернет растет колоссальными темпами, — отметил Гребенников. — Порядка 2 миллионов граждан нашей страны используют только мобильный Интернет для доступа в Сеть. Еще год назад мы не могли говорить даже о сотне тысяч людей, которые так или иначе используют мобильный телефон для доступа в Интернет. Эта цифра будет только расти, и через
Дистанция выходит на передовую
Ориентируясь на сведения, предоставленные банками, можно с уверенностью сказать, что популярность дистанционного банковского обслуживания (ДБО) только растет. Несмотря на то что, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), лишь 33% наших сограждан хорошо осведомлены, что такое
Так, количество пользователей интернет- и мобильного банка ВТБ 24, по сведениям пресс-службы кредитной организации, в целом по России достигло 2 млн человек. При этом 1,2 млн — пользователи системы «Телебанк», а 720 тыс. клиентов выбрали информационный сервис «Телеинфо», чтобы следить за состоянием своих счетов и карт. Каждый пятый клиент ВТБ 24 предпочитает совершать свои банковские операции дистанционно, а за прошедший год количество клиентов, пользующихся интернет- и мобильным банком ВТБ 24, выросло в 1,5 раза. На такую же величину выросло количество проводимых клиентами операций через каналы ДБО.
Из опрошенных банков самую высокую долю «заонлайненных» клиентов отметили Альфа-Банк и Банк24.ру. По словам руководителя блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексея Коровина, сегодня общее количество клиентов, использующих
По данным Промсвязьбанка, одной из самых активных кредитных организаций в соцсетях, 85% операций клиенты банка осуществляют в настоящее время с помощью дистанционных каналов. «Мы хотим добиться цифры в 90%, — указывает директор розничного
В Бинбанке доля клиентов, склонных проводить в режиме онлайн простые операции (платежи, переводы), превышает 50%. В кредитной организации надеются, что в будущем объем
«За последний год количество пользователей
Руководитель электронного бизнеса Ситибанка Евгений Локтев приводит схожие данные. «Примерно 40% наших клиентов используют дистанционные каналы обслуживания (
Активно пользуются
Дальний прицел
Кредитные организации готовы не только совершенствовать свои дистанционные каналы обслуживания, но и поощрять клиентов за их использование.
«Сейчас более 20% клиентов банка имеют доступ к
«Если не брать в расчет тех вкладчиков, которые принесли деньги в банк и в следующий раз появятся там только для того, что их забрать, то среди наших розничных клиентов доля пользователей системы ДБО достигает 80%, — делится директор департамента информационных технологий СБ Банка Максим Волков. — Прирост клиентов, проводящих операции через
Волков утверждает, что рвение таких клиентов всячески стимулируется банком. В качестве благодарности от кредитной организации продвинутым пользователям предлагаются специальные тарифы и условия: на многие услуги в
Поколение Next
В ПриватБанке (в РФ работает «дочка» этого банка — Москомприватбанк) полагают, что с учетом географии нашей страны, доступности Интернета и активного развития электронных гаджетов, для России достаточно
В Банке24.ру считают, что основой перехода на дистанционное обслуживание послужит развитие технологий, ритм жизни населения, который не позволяет тратить время на посещение офиса банка, а также новое поколение, которое «растет» на Интернете и смартфонах. Ведь как раз через пять-десять лет они будут основными потребителями в том числе банковских услуг.
«Дистанционное банковское обслуживание будет развиваться параллельно с развитием филиальной сети, — размышляет Алексей Коровин из Альфа-Банка. — С одной стороны, клиентам важно быстро, легко и самостоятельно управлять своими финансами, что и дает им ДБО, а с другой — не менее важным фактором является личный контакт с представителем банка, а его клиенты могут получить только в отделении».
По мнению Алгирдаса Шакманаса из Промсвязьбанка, особых перспектив для закрытия банковских офисов, особенно в России, нет. «Изменится функционал и предназначение отделений, — объясняет банкир. — В офисах будут продаваться банковские продукты и услуги, будут проводиться консультации клиентов. А все операции, многие из которых клиенты уже сегодня могут провести самостоятельно без посещения отделения, полностью перейдут в Интернет. В офисах не будет касс и наличных денег. Но живое общение сохранится, что очень важно как для клиентов, так и для самих банков».
«По последним данным,
Таким образом, перспективы для
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru