• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

Сергей Рассказов: «Банкомат должен быть дружелюбным»

Интервью
Дата публикации: 16.10.2009 09:00
5 288
Время прочтения: 8 минут
Источник
Banki.ru
​

Банкоматы все больше входят в нашу жизнь, пытаясь полноценно заменить банковские офисы. Высокие технологии не стоят на месте, и с течением времени все больше и больше банковских операций можно совершать с их помощью.

Глава российского представительства компании Diebold Сергей РАССКАЗОВ в интервью Банки.ру объяснил, как сказался кризис на спросе банков на «умные» машины, какие разработки способны защитить владельцев карточек от скиммеров и какими могут быть банкоматы будущего.

— Сколько на сегодня банкоматов Diebold установлено в России? Откуда они поставляются?

— В Россию банкоматы Diebold поставляются из США. В настоящее время общее количество наших банкоматов в России превышает 16 тысяч. По оценкам некоторых экспертов, доля банкоматов Diebold на российском рынке составляет около 25%.

— Что представляют собой современные банкоматы?

— На данный момент банкомат представляет собой модульную структуру. Структуру можно выстроить любую — в зависимости от того, что банк хочет предложить своим клиентам. Нынешние банкоматы имеют широкий спектр возможностей: с их помощью можно получать наличные, пополнять вклад, получать выписки и так далее. Но помимо того, что банкомат должен иметь определенные функциональные возможности, он еще должен быть удобен в использовании. Алгоритм работы с банкоматом должен быть интуитивно понятен человеку, который имеет небольшой опыт работы с этими устройствами.

— Какие банкоматы пользуются спросом у российских покупателей?

— Некоторые банки, работающие с населением преимущественно по зарплатным проектам, интересуются устройствами, которые только выдают наличные. Другие банки в значительной степени делают ставку на розничный бизнес и именно в банкоматах видят свой стратегический источник доходов. Соответственно, устройства таких банков не только выдают наличные — с их помощью можно, например, покупать авиабилеты, паи инвестиционных фондов, получать доступ к необходимой информации и так далее.

— Есть мнение, что банкоматы, которые работают в России, более функциональны, чем их «коллеги» за рубежом…

— Да, это так. В частности, далеко не во всех странах банкоматы наделены функцией обмена валют, а у нас это умеет делать практически каждый банкомат. Посудите сами: в той же Америке обмен валют — не такая уж и распространенная услуга, она может понадобиться только тем, кто приезжает туда из других стран, заранее не купив доллары.

— А какие функции пока не очень распространены в нашей стране?

— Например, это технология, которая позволяет персонализировать трансакцию, осуществляемую клиентом. Клиент вставляет карту в банкомат, и устройство понимает, что это за клиент и какие сервисы привязаны к его карте. И, соответственно, может персонализировать работу с ним: начиная от поздравления клиента с днем рождения и заканчивая предложением ряда продуктов и услуг, которые будут наилучшим образом ему подходить. У нас в России эта технология еще не распространена, но мы стараемся ее активно продвигать.

— Почему она не распространена?

— У банков есть возможность пользоваться этой технологией. Но насколько они видят это для себя актуальным, судить не нам. За рубежом банки больше ориентированы на сервис, и история общения граждан с банкоматами гораздо дольше. В России же банки стремятся через банкоматы и банковские киоски самообслуживания предложить максимально широкий спектр услуг, но не всегда сервиса.

— Как быстро разрабатываются и внедряются новые технологии?

— Какие-то вещи можно сделать и запустить в течение нескольких недель — например, если это касается изменения сценариев общения между банкоматом и клиентом. Это достаточно просто. Но когда мы разрабатываем новые функции, которые, кроме всего прочего, требуют подключения к новым ресурсам, времени потребуется больше — несколько месяцев.

— Во сколько банку обходится приобретение одного банкомата?

— Это сложный вопрос. Вот вы можете ответить на вопрос — сколько стоит машина? Однозначно — нет, потому что машины бывают разные. То же самое и с банкоматами: спектр этой продукции очень широк, и цена зависит от того, какая конфигурация у устройств, какие сервисы в них заложены, каким образом они поставляются. Цена может колебаться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

— В течение какого срока устройство полностью окупается?

— Многое зависит от того, где установлен банкомат, какое количество трансакций и каких именно трансакций через него производится. Все это в целом влияет на срок окупаемости. Банки, ориентирующиеся только на зарплатные проекты, видят в банкоматах только расходную часть, им важнее факт, что компания держит на их счетах свои средства. Их банкоматы далеко не всегда находятся в местах, позволяющих обеспечить большое количество трансакций. Крупные розничные банки устанавливают свои банкоматы в многолюдных местах: в своих отделениях, торговых центрах, аэропортах, где может происходить до тысячи трансакций в день. Такие устройства окупаются достаточно быстро. Срок жизни банкомата — моральный, а не физический — оценивается в 5—7 лет.

— А какими могут быть примерные затраты банка на обслуживание банкомата?

— Есть банки, которые самостоятельно осуществляют сервисное обслуживание своих банкоматов. И есть банки, которые пользуются нашими пакетами сервисных услуг. Пакеты бывают разными. Мы можем гарантировать банку, что при возникновении определенной проблемы устраним ее в определенные сроки: заменим сломавшиеся детали, дадим консультации по программному обеспечению и так далее. Мы также можем взять на себя обеспечение полного функционала банкоматной сети: банк не покупает аппаратное обеспечение, не осуществляет никакой интеграции — все делаем мы. Более того, через своих партнеров мы можем осуществлять инкассацию банкоматов, гарантируя, что в течение 98% всего времени устройство будет доступно для выдачи наличных. В зависимости от того, какие банк заказывает услуги, формируется и цена. Такой подход помогает банкам сориентироваться и решить, какую часть работы они готовы доверить нам как партнерам, а какую готовы осуществлять самостоятельно.

— Повлиял ли кризис на планы банков по покупке банкоматов?

— С трудностями столкнулись все российские банки, поэтому им пришлось вносить изменения в свою политику. Многие банки приостановили развитие розничных сетей и свою региональную экспансию. Соответственно, они сократили свои планы по приобретению банкоматов. Крупные банки, которые получили поддержку от государства, продолжают развиваться и продолжают закупать устройства. Безусловно, мы ощутили на себе влияние кризиса: объемы продаж по сравнению с прошлым годом снизились…

— Стали ли банки более экономными в кризис, начав приобретать более дешевые модели?

— Смещение интереса банков от дорогих моделей к более дешевым произошло, но незначительное. Ведь перед банками не стоит задача купить самый дорогой или самый дешевый банкомат. Повторюсь, если банк планирует предоставлять через свои банкоматы широкий спектр услуг — он будет покупать именно те устройства, которые дают ему эту возможность.

— Каких банкоматов сегодня продается больше — с функцией приема наличных или без нее?

— Я думаю, что банкоматов, которые только выдают наличные, сейчас продается несколько больше, чем полнофункциональных. Но это пока, потому что у полнофункциональных банкоматов очень хороший потенциал. Я считаю правильным подход, когда мы говорим о банкомате не как о выдающем деньги железном ящике, а как об устройстве, которое, по сути дела, заменяет банковский офис. Кстати, сегодня все больше и больше банков реструктурируют свои отделения, максимально задействуя полнофункциональные машины.

— Как вы обеспечиваете безопасность своих устройств?

— Изначально компания Diebold занималась производством сейфов. Само собой разумеется, что вопросы безопасности относятся к наиболее важным, мы их видим как комплекс технических и технологических мер.

Во-первых, особое внимание уделяется физической безопасности банкоматного сейфа, ведь очень большое количество преступлений в данной сфере направлено именно на физическое воздействие: начиная от вскрытия или взрыва корпуса и заканчивая физическим похищением банкомата. Сейфы классов от UL291 до CEN, двойные замки, системы сигнализации, анкерное крепление — традиционные и надежные средства противодействия физическим атакам.

Во-вторых, это противодействие скиммингу, который вновь становится заметной угрозой рынку. Скимминг на банкоматах реализуется в установке посторонних считывающих устройств на штатное устройство чтения карт и накладок на клавиатуру для перехвата ПИН-кода. Если устройство не обнаружено, оно позволяет злоумышленникам похищать конфиденциальную клиентскую информацию и в дальнейшем совершать хищения денежных средств со счетов клиентов. Мы можем оснастить банкомат устройством, которое позволяет обнаруживать посторонние считыватели карт, — Advanced Antiskimming Detector. При обнаружении скиммера будет передан сигнал управляющей программе, и банкомат будет немедленно выведен из режима обслуживания клиентов.

В-третьих, большое внимание уделяется внешнему дизайну диспенсера, выдающего деньги, — чтобы к нему невозможно было приделать никаких посторонних накладок. Одним из последних достижений компании является система Secure Anti-Fraud Enhancements — комплекс инновационных технических решений для защиты от всех известных видов мошенничества, связанных с использованием банкоматов. Особенностью этой системы является то, что она «активна» и способна заблокировать работу устройства при обнаружении посторонних предметов или накладок.

В-четвертых, важным моментом является защита информации. Наши новейшие версии программного обеспечения направлены на то, чтобы блокировать возможность получения злоумышленниками информации о держателе карты. Достигается это средствами контроля целостности программного обеспечения и контроля за сетевыми интерфейсами.

Еще одна область — это все, что касается процессов и процедур, которые сопровождают работу с банкоматом: своевременное отлаживание и тестирование новых компонентов, разграничение доступа к устройствам и внутреннему программному обеспечению банкомата, а также соответствующие процедуры смены паролей и разграничение функций людей, которые работают с банкоматом. Эти технологии уже внедрены и успешно работают.

— Как тогда объяснить огромное количество успешных скимминговых атак, которым все чаще и чаще подвергаются банкоматы? Банки предпочитают экономить и не тратить деньги на эти технологии?

— Вопрос инвестиций в безопасность в первую очередь связан с оценкой рисков банка от возникновения такого рода инцидентов. Каждый банк сам для себя решает, какие средства на это стоит выделять. Роль компании-производителя прежде всего в том, чтобы информировать своих клиентов и сделать доступными для них устройства, а также объяснить, что нужно делать для того, чтобы максимально обезопаситься от мошенников.

— Какие новые разработки компания представит в обозримом будущем?

— Я уже говорил о том, что банкомат должен быть более «дружелюбным» по отношению к клиенту. Он должен персонифицировать каждого держателя карты и предлагать более широкий спектр услуг. Это очень большая область, в которой мы активно работаем.

Еще одно важное направление — это системы идентификации и внедрение новых возможностей с точки зрения защиты. Я имею в виду идентификацию человека по радужной оболочке глаза, по голосу, по отпечаткам пальцев, по форме ладони и так далее. Все эти разработки уже существуют, и мы готовы начинать работу, чтобы их внедрять в наши банкоматы.

Также очень надеемся, что в ближайшем будущем мы сможем вывести на российский рынок устройства, которые работают с замкнутым циклом. Они успешно внедрены во многих странах, но в России пока не получили распространения в силу некоей законодательной специфики. Новая технология позволит банкоматам принимать наличные и иметь возможность их же и выдавать. Для банков это должно быть интересно, поскольку такая разработка позволяет минимизировать расходы на инкассацию и обеспечивает бесперебойную работу с клиентами.

Беседовала Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Как объединить ячейки в Excel
Как объединить ячейки в Excel
15.07.2025
2476
Диаграмма Ганта в Excel: как сделать
Диаграмма Ганта в Excel: как сделать
11.07.2025
8736
Как посчитать сумму в Excel
Как посчитать сумму в Excel
10.07.2025
4006
Как пользоваться нейросетями: обзор нейросети «Шедеврум» от «Яндекса»
Как пользоваться нейросетями: обзор нейросети «Шедеврум» от «Яндекса»
09.07.2025
6137
Как оживить фото с помощью нейросети
Как оживить фото с помощью нейросети
08.07.2025
16646
Обзор нейросети GigaChat от Сбера — что это такое, как работает и как ею пользоваться
Обзор нейросети GigaChat от Сбера — что это такое, как работает и как ею пользоваться
07.07.2025
12040
Логические функции в Excel: как они могут помочь в учете личных финансов
Логические функции в Excel: как они могут помочь в учете личных финансов
06.07.2025
5700
Power Query в Excel: что это такое и как использовать в личных финансах
Power Query в Excel: что это такое и как использовать в личных финансах
04.07.2025
5748
Топ-30 лучших игр на Андроид
Топ-30 лучших игр на Андроид
03.07.2025
18137
Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
01.07.2025
11143

Материалы по теме

Сергей Носов о ребрендинге «Фридом Финанс» и преимуществах перед традиционными банками
Виктор Бондарович, «БКС Мир инвестиций»: «Наш единственный реальный конкурент — это инфляция»
«В 2022 году мы можем увидеть 60—62 рубля за доллар» и другие шокирующие прогнозы Стина Якобсена из Saxo Bank
Евгений Абузов, банк «Уралсиб»: «Две трети активных клиентов уже не ходят в офис банка»

Главная Новости Интервью Сергей Рассказов: «Банкомат должен быть дружелюбным»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+