Сочетание жестких санкций, контрсанкций и курса на «почти тотальное импортозамещение» создает сильный шок для человеческого капитала в России, вынуждая адаптироваться под закрытую «экономику вчерашнего дня» вместо формировавшейся с 1990-х годов рыночной. Об этом пишет директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон в свое статье для последнего выпуска научного журнала Новой экономической ассоциации.
По мнению ученого, адаптация к санкциям и контрсанкциям «ведет к использованию более простых и старых технологий», а тотальное импортозамещение означает, что вместо выпуска более сложной продукции на основе передовых технологий страна будет переходить к производству «более простой и часто морально устаревшей» отечественной.
Технологическое упрощение приведет к недоиспользованию знаний и навыков, накопленных ранее в условиях открытой рыночной экономики, полагает Гимпельсон. Перестройка и перераспределение человеческого капитала коснется не только технологий, но также науки и высшего образования, считает ученый.
«Наука и образование будут подстраиваться к новой реальности, тем более что у такой подстройки есть много небескорыстных интересантов. Эти новые бенефициары не будут сидеть сложа руки и готовы принять активное участие в освоении бюджетов и перераспределении финансовых потоков, сопутствующих науке, образованию и технологиям. Соответственно, и человеческий капитал будет двигаться в этом направлении — адаптироваться к экономике вчерашнего дня, с которой мы собираемся двигаться в день завтрашний», — отмечает автор статьи.
Усугублять проблему будут ограничения для российской науки, которые могут отбросить ее «на десятилетия назад», говорится в публикации. «Академическая мобильность, которая позволяет обмениваться новыми знаниями и приносить их в Россию, фактически заблокирована. Доступ к передовой научной инфраструктуре: оборудованию, приборам, реактивам, программному обеспечению — невероятно затрудняется», — объясняет профессор. По его словам, «деградация науки естественным образом ведет к деградации образования».
Ключевую же роль в создании и адаптации человеческого капитала получат «вчерашние неудачники», которые на предыдущем этапе — в рамках глобальной и открытой конкуренции — проигрывали, считает Гимпельсон. «Если открытая и конкурентная экономика поощряет (пусть и с оговорками) более конкурентоспособных и эффективных, отодвигая менее эффективных, то закрытие страны дает неудачникам/проигравшим предыдущего этапа шансы на реванш. Если эти неудачники к тому же и большие патриоты с хорошим доступом к лоббистским ресурсам, то шансы возрастают еще больше», — разъясняется в статье.
По прогнозу профессора, в результате страна может потерять «значительную часть человеческого капитала, созданного для использования в условиях открытой экономики, встроенной в глобальные цепочки». При этом тенденция к структурному и технологическому упрощению экономики, вызванная изначально внешним давлением, станет «эндогенной», то есть продолжит усугубляться уже по внутренним причинам, ожидает ученый.
Комментарии
<p>ибо в своих рассуждениях вы реально оторваны от действительности и ситуации на рынке труда (человеческого капитала в России) о котором так печетесь.
<p></p>
<p>или вы больше печетесь о гонораре?</p>