Россияне смогут оплачивать свои офлайн-покупки частями — в стране намерены запустить BNPL-сервисы (buy now pay later, покупай сейчас — плати потом). В частности, такой сервис уже запустил «Тинькофф», он называется «Долями», а позднее к этой инициативе собираются присоединиться и другие кредитные организации, пишут «Известия». В ЦБ РФ уже начали обсуждать первые шаги по регулированию нового сегмента и снижению рисков для физлиц.
Если раньше подобные сервисы использовались только при онлайн-покупках, то теперь они вышли и в офлайн-сегмент. Такое положение дел связано со снижением покупательной способности россиян и их переходом в режим экономии. По данным Росстата, оборот розничной торговли в октябре текущего года сократился на 9,7% по сравнению с цифрами за аналогичный период 2021-го и составил 3 трлн 545,7 млрд рублей.
В связи с запросом не только от потребителей, но и от продавцов крупнейшие игроки рынка намерены запустить BNPL-сервисы в ближайшее время. К примеру, такую опцию запустил «Долями» от «Тинькофф». Как отметили в компании, период тестирования уже показал интерес покупателей к оплате частями на кассе магазинов. Соответствующий сервис поможет растянуть во времени плату за покупки без существенной нагрузки на бюджет в моменте, а розничным точкам окажет поддержку, сделав товары доступнее для клиентов, добавили там.
Запустить сервис «Частями» в офлайн-сегменте планируют и в Совкомбанке. Банк уже провел «пилот» с одним из крупных брендов и сейчас масштабирует продукт на другие компании. Однако распространение BNPL на новый сегмент — дело небыстрое. Крупный ритейл в офлайне делает основную долю выручки, поэтому очередь любых инноваций в этой вертикали достаточно длинная, выверенная, отметили в кредитной организации.
Что думают эксперты?
В целом приход таких сервисов оплаты частями в офлайн-сегмент был предсказуем и, по мнению экспертов, будет пользоваться спросом. Их использование повысит средний чек, конверсию и объемы продаж, так как на фоне снижения реальных доходов россияне изменили свое потребительское поведение и перешли в режим экономии. Предполагается, что наиболее популярной услуга станет в преддверии новогодних праздников.
Кроме того, BNPL-сервисы вполне могут увеличить количество трансакций в два-три раза, учитывая начальный уровень развития этого рынка в стране, но объемы продаж в 2023-м вряд ли вырастут больше 30%. Тем не менее в среднесрочной перспективе уже следует ожидать бурных темпов развития BNPL услуг в РФ, как в ЕС, Великобритании и США.
Комментарии