В конце 2022 года количество прямых обменов жилья выросло в четыре раза по сравнению с показателями 2021 года. Во многом этому способствует дефицит покупателей на рынке жилья, пишет «Российская газета» со ссылкой на данные «ИНКОМ-Недвижимость».
«До появления рынка недвижимости для многих граждан это был единственный способ изменения жилищных условий. Впоследствии его практически вычеркнули из практики сделок более эффективные товарно-денежные технологии», — отмечают специалисты.
По их словам, возобновление бартерных сделок является маркером кризисного периода, и как только он пройдет, эти сделки снова окажутся невостребованными. Сейчас же они позволяют провести так называемую «многоходовку». Например, человек продает двухкомнатную квартиру, покупатель на которую не находится. Он может продать эту квартиру по бартеру, когда покупатель взамен предлагает однокомнатную недвижимость с доплатой. В этом случае продавец получает высоколиквидный лот, который можно продать гораздо быстрее, а покупатель — большую жилплощадь.
Правильнее называть такую схему «меной» в отличие от «обмена», который касается только неприватизированных квартир, уточняют эксперты. Обмен муниципальных квартир также возможен и законодательно предусмотрен, но не пользуется популярностью из-за сложностей подбора и согласований. В частности, для обмена такого жилья требуется разрешение муниципалитета, а если в нем проживают дети или недееспособные, то еще и разрешение опеки.
Что же касается сделок с жильем, находящимся в собственности, то их объем постепенно растет, добавляют эксперты. Во многом этому способствуют скидки, средний размер которых составляет 5,7%, однако в случае спешной реализации имущества дисконт может достигать 20–25%. Также участились случаи свободной продажи недвижимости, когда продается квартира без одновременного приобретения другой. В этом случае продавцы пытаются продать жилплощадь как можно скорее, чтобы получить деньги и выждать более выгодных предложений.