В текущем году микрофинансовые организации стали чаще одобрять займы клиентам «с улицы»: по данным на 1 ноября, одобрение получили 27% таких заявок, пишет Forbes со ссылкой на данные саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие» (СРО «МиР»). При этом год назад МФО принимали положительное решение только по пятой части заявок от всех новых клиентов.
Также МФО стали чаще выдавать займы и при повторном обращении. Если в 2022 году доля одобрения составляла порядка 91,2% от общего числа заявок, то в текущем году, по данным на 1 ноября, она составила 93,7%, а в январе — октябре доходила до 94,5%. Аналогичные данные приводят и сами компании. К примеру, «МигКредит» по сравнению с ноябрем 2022 года увеличил уровень одобрения новым клиентам в два раза. В основном речь идет о «займах до зарплаты».
Как объясняют в МФО, такое изменение ситуации с выдачами связано с притоком новых качественных клиентов, которые раньше обращались в банки, однако в этом году получили отказ. Чтобы привлечь таких заемщиков, МФО повысили маркетинговые бюджеты — расходы выросли на 50%.
«В 2022 году конверсия по одобрению поступательно росла. После февраля прошлого года в условиях неопределенности можно было бы ожидать ее снижения, однако клиентский поток, напротив, улучшился. Во всяком случае, мы наблюдали именно это. Во многом этому способствовало усиление проникновения в сегмент МФО так называемых банковских клиентов», — объяснили специалисты.
Помимо этого, сократились и суммы самих займов. В условиях ужесточения регуляторных ограничений клиенты подают заявки в несколько МФО, а те, в свою очередь, «вынуждены дробить одобренные суммы». Дело в том, что займы до 10 тыс. рублей не учитываются при расчете показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика. Выдавая несколько небольших займов, МФО продолжают работать с закредитованными заемщиками, имея возможность соблюдать макропруденциальные лимиты.