Поправки в закон о банкротстве содержат «перекос» между кредиторами и заемщиками. Такое заявление сделал председатель совета директоров «Альфа-групп», выступая в Москве на форуме Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). «Закон о банкротстве — это чуткий инструмент, где критически необходимо соблюсти баланс между кредиторами и заемщиками. На наш взгляд, в том проекте, который на сегодняшний день представлен, это, конечно, не окончательный вариант, он будет дорабатываться. В том варианте, над которым мы работаем сегодня, существуют серьезные нарушения фундаментальных принципов, которые создают перекос между двумя группами интересантов», — отметил Фридман.
По его словам, все процессуальные этапы процедуры банкротства должны быть одобрены большинством кредиторов предприятия. Он отметил, что если предприятие попало в процедуру банкротства, то должен быть выявлен 100-процентный объем кредиторской задолженности. «Большинство кредиторов вправе определять все процессуальные этапы. Это назначения управляющих, процедуры финансового оздоровления и т. д. Сегодня из текста закона рассыпаны достаточно многочисленные нарушения этого принципа. Исключение, если только заемщик готов предоставить серьезные аргументы, что он готов выплатить 100% задолженности, поручительства или гарантии банков», — пояснил он.
Также, по его словам, в тексте существуют перекосы как в сторону заемщика, так и кредитора. «Например, содержится такая идея — вовлечения в процесс банкротства аффилированных к банкроту компаний. Понятно, с чем пытаются авторы законопроекта бороться, с выводом активов. Это тоже опасная история», — подчеркивает Фридман. «Представьте себе, есть публичная компания и есть непубличная компания, у которых общие акционеры. И получается, что акционеры публичных компаний становятся заложниками того, как в аффилированных компаниях кредиты берутся. Можно процесс банкротства перебросить на публичную компанию», — аргументирует глава группы.
По словам Фридмана, процесс перехода активов от одной компании к другой должен стать предметом тщательного контроля. «Недопущение вывода активов на нерыночной базе, вот с этим надо бороться, а не пытаться перекинуть мостики между аффилироваными компаниями, может быть за исключением 100-процентных «дочек». Это очень опасная дорога и, конечно, это перекос в сторону банкиров и кредиторов», — заметил Фридман.
Напомним, ранее министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина сказала, что МЭР в ноябре 2009 года внесет в Госдуму поправки в закон о банкротстве. Изменения касаются возможности досудебного урегулирования споров и реструктуризации задолженности. Кроме того, расширяются возможности финансового оздоровления предприятий, в первую очередь, за счет процедуры обмена долгов на акции. Предусматривается возможность разделения классов кредиторов, а также объединения нескольких дел группы аффилированных лиц в одно производство. Кроме того, по словам министра, по итогам обсуждения с представителями РСПП ведомство намерено дополнительно проработать вопросы, связанные с востребованием долга налоговыми органами. Она уточнила, что сейчас налоговикам «достаточно сложно» пойти на различные графики востребования задолженности, и МЭР намерено урегулировать этот вопрос.