Holvi — проект финской компании Holvi Payment Services Ltd. На Finovate Europe 2012 Holvi представила свой сервис для группового управления финансами и взаимодействия (collaboration). Основным достоинством сервиса является то, что удобный интерфейс для учета финансовых потоков дополнен социальными сервисами, похожими на сервисы соцсетей, таких как Facebook*. Помимо этого сервис дополнен удобным функционалом для фандрайзинга.
Holvi предлагает то, что в компании называют rich transactions, — трансакции могут сопровождаться комментариями, тегами, имиджами, мета-данными категорий.
В состав сервиса входит общий финансовый счет, готовый онлайн-магазин со встроенной системой приема платежей, автоматизированная система выставления счетов, система бухгалтерского учета и возможности мониторинга для всех членов сообщества. Все опции легко управляются через единый интуитивно понятный интерфейс.
Финансовые услуги в рамках сервиса предоставляются финским Nordea bank. Сейчас проект проходит бета-тестирование в Финляндии, но уже в этом году он станет доступен для групп из других европейских стран.
Появление такого сервиса отражает растущую тенденцию к образованию групп потребителей, групп по интересам, благотворительных групп, объединенных общей задачей. Такие группы достаточно быстро организуются, их члены часто географически отдалены друг от друга. В то же время традиционный банкинг не предлагает никаких удобных инструментов для таких групп, и финансовая сторона управления проектами превращается в затратное, утомительное и поглощающее время занятие.
Кристофер Лавсон, один из основателей компании, поясняет: «Традиционный банкинг не изменился. За исключением онлайн-банкинга финансовая индустрия предлагает потребителям все тот же функционал, что и десять лет назад. В то время как индустрия развлечений, спорт, музыка, кино и даже здравоохранение были революционно преобразованы новыми технологиями».
Новое поколение просьюмеров (producers-consumers) требует новых революционных инструментов, которые созданы в соответствии с их запросами, активностью и стилем жизни. Поскольку банкам нечего предложить, такие решения начинают появляться вне банковского сектора.
В Holvi пользователю может быть определена одна из трех ролей/уровней доступа:
чтение и запись — полные права пользования всем функционалом, в том числе возможность осуществлять внешние платежи; обычно такая роль предоставляется руководителю и казначею организации;
только чтение — возможность видеть все трансакции и бюджет в динамике, роль предоставляется членам правления группы;
доступ к суммарной информации, которая может распространяться публично. Например, доступ к этой информации может предоставляться донорам некоммерческой организации, которые хотят видеть, как были потрачены их пожертвования.
Еще один основатель Holvi, Томас Тойвонен, считает, что социальность в банкинге очень важна для групп клиентов, решающих общие задачи. С другой стороны, говорит Томас, в том, что касается личных финансов, социальность не является мощным драйвером. Либо люди предпочитают считать финансы личным делом, либо они не достаточно интересны, чтобы их обсуждать. То же самое с социальными покупками — большинство рутинных покупок недостаточно интересны для всех, чтобы делиться о них информацией. А вот если покупка отражает личность покупателя, то у него появляется стимул делиться информацией с другими: «Я поддерживаю это благое дело!»
Интересны личности тех, кто создает сегодня стартапы, теснящие неповоротливые традиционные банки на их поле, либо создающие новые возможности для банкинга, даже не приходившие в голову. Большинство «новых банкиров» не заканчивали Гарвард, Оксфорд или Стэнфорд. Они — компьютерные гики, чувствующие новые революционные технологии кончиками пальцев. Так, один из основателей Holvi Кристофер Лавсон увлекся программированием в семь лет, а первый опыт коммерции получил примерно в таком же возрасте, продавая банки краски в своем саду. Помимо стартапов, связанных с программированием, он основал самый большой фестиваль цифрового искусства в Скандинавии. Другой «отец-основатель»,Томас Тойвонен, помимо того, что консультировал по вопросам программирования и создания эффективных инфраструктур телекоммуникационные компании на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, также замечен в организации фестивалей цифровых медиа и искусства.
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ