Ошибочные и злонамеренные действия персонала банков стоили клиентам 1 млрд рублей

Дата публикации: 18.12.2015 11:24
6 401
1 Время прочтения: 2 минуты
Источник
Известия

Объем списаний с карт россиян за январь – октябрь 2015 года в результате ошибочных и злонамеренных действий сотрудников банков с клиентскими счетами достиг 1 млрд рублей — это на 87,5% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на исследование компании «Инфосистемы Джет», клиентами которой являются более сотни крупных российских банков.

Кроме того, согласно исследованию, сотрудники банков выдавали третьим лицам логины и пароли для входа в интернет-банк — и это привело к хищению с карт 442,8 млн рублей за 10 месяцев (плюс 77%).

В компании «Инфосистемы Джет» считают, что наибольшая сумма из указанного 1 млрд рублей приходится на умышленные нарушения. «В кризис такие схемы — это бизнес, который расцветает на почве экономических неурядиц: завербовать менеджеров становится гораздо проще, стоимость информации повышается, а охотники продать данные на сторону найдутся», — говорит руководитель аналитического центра конкурирующей с «Инфосистемами» компании Zecurion Владимир Ульянов. По его словам, известны и случаи, когда сотрудники банков на протяжении нескольких месяцев переводили деньги со счетов клиентов, не привлекая внимания ни надзорных органов, ни самих клиентов.

«Есть несколько базовых сценариев: а) списания небольшими суммами — лишь немногие клиенты точно знают остатки по счетам и то, какие операции проводили; б) кредиты на клиентов банка — при этом клиенты некоторое время остаются в неведении, что на их имя получен кредит; в) выпуск кредитной карты; г) списания с невостребованных счетов (в том числе умерших клиентов)», — рассказал эксперт.

Говоря об ошибках операционистов банков, Ульянов рекомендует тщательнее проверять правильность реквизитов, «однако учитывая общий уровень финансовой грамотности населения, пока это похоже на утопию, и платежные поручения, заполненные операционистом, подписываются не глядя».

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

1
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

В общем, по сообщению компании "Инфосистемы Джет" "в период с 2014 по 2015 г. для кредитно-финансовой отрасли в совокупности показатель общих объёмов потерь российских компаний от мошеннических действий увеличился на 26,8%, что в рублевом эквиваленте превышает 8,9 млрд руб.!

Что касается вышеуказанной суммы потерь физических лиц, то, как сообщил корреспондент "Радио России" Павел Анисимов в последнем сообщении программы "Вести" в 17:00 18.12.2015 г., менеджеры банков хорошо знают круговорот финансов в своём учреждении и без труда выдёргивают из него чужие деньги. На днях полиция задержала мошенника, который под предлогом переоформления счетов присваивал себе % по старым вкладам клиентов и делал это, как минимум, шесть раз!

Ещё один распространённый способ - кредиты на клиентов банка. Держатели счёта некоторое время остаются в неведении, что на их имя получен заём. Такие случаи всё чаще попадают в криминальную хронику.

По оценке компании «Инфосистемы Джет» за последний год сотрудники банков стали чаще терять и воровать деньги вкладчиков. Предпосылок для этого много. Как рассказал руководитель противодействия мошенничеству Алексей Сизов "на фоне кризиса неуверенные в себе сотрудники пытаются сорвать последний куш. Кроме того, проблема становится всё более серьёзной, и банкам становится сложнее скрывать такие случаи. Возьмём простой пример с теми же стоящими счетами, когда сотрудник искал преимущественно человека уже в возрасте, то есть потенциального клиента, который мог умереть. Видя, что по этому вкладу долго не совершаются операции, то по нему можно совершить те или иные действия, в том числе изъять эти денежные средства, соответственно, конечно, без присутствия самого клиента.

Сегодня внутренне мошенничество становится более хитрым. Сотрудники могут открыть дополнительно логин системы дистанционного банковского обслуживания. Они могут выпустить дополнительную карту к счёту и поэтому эти цифры чуть более открываются банкам, потому что инциденты уже связаны не только с операционным обслуживанием.


По экспертной оценке «Инфосистемы Джет» общий объём внутренних потерь в банках достиг двух млрд руб. В масштабах всей банковской системы это немного - пропало 10 коп. с каждой тысячи руб. на клиентском счёте, но этот тип мошенничества сложно выявить. Банкам требуется больше года, чтобы раскрыть схему и найти нечестного сотрудника.

Как ни странно на статистику незаконных списаний повлияли изменения в законодательстве, которые обязывают банкиров предупреждать клиентов о пропавших деньгах и возвращать их в досудебном порядке.

Как говорит заместитель главного редактора портала "Банки.ру" Семён Новопрудский "Банки прекрасно понимают, что если вдруг будут выявлены какие-то факты мошенничества и если ЦБ РФ посчитает, что это происходит массово, то это может привести к гораздо большим последствиям, потому что это, конечно, для банка куда более серьёзнее, чем попытка представить всё это, как единичный случай, особенно, если банк сам добровольно это выявил, да ещё и сообщил правоохранительным органам."

Эксперты советуют банкирам не только усилить внутренний контроль, но и тщательно подбирать сотрудников, граждане должны следить за остатками на своих счетах. Как правило банковские мошенники списывают деньги небольшими суммами.
0

Обучение

Материалы по теме


Все продукты