В данном материале представлены результаты исследования особенностей финансирования реального сектора экономики финансовыми институтами, проведенного экспертами Группы компаний BDO в России.
В ходе исследования были опрошены 44 респондента из 43 финансовых организаций* — коммерческих банков, инвестиционных компаний, инвестиционных банков и инвестиционных подразделений универсальных банков. С экспертами подразделений, занимающихся кредитованием юридических лиц или инвестициями в реальный сектор экономики, были проведены формализованные интервью. Анкеты для представителей коммерческого банковского бизнеса незначительно отличались от анкет для представителей инвестиционного бизнеса в связи со спецификой этих финансовых институтов.
В отчете представлены данные двух типов:
— процент респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа;
— результаты ранжирования. В этом случае можно судить лишь о том, какой вариант
ответа более предпочтителен, но нельзя просчитать, во сколько раз.
Результаты исследования
1. Ранжирование отраслей по степени предпочтительности для финансирования
Как и в прошлом году, этот рейтинг возглавили торговля, энергетика и производство товаров массового потребления. Заметно опустилась в списке предпочтений телекоммуникационная отрасль ― с 5-го места на 11-е. Промышленное производство поднялось с 7-го места на 4-е, а в конце рейтинга, как и год назад, оказались сельское хозяйство и ЖКХ. Позиция индустрии туризма и развлечений улучшилась: в прошлом году она заняла последнее место в рейтинге, а в этом поднялась на 12-е.
Таблица 1. Ранжирование отраслей по степени предпочтительности для финансирования
Место (ранг) | Отрасли |
1 | Оптовая и розничная торговля |
2 | Энергетика |
3 | Производство товаров массового потребления |
4 | Промышленное производство (машиностроение, обрабатывающая и химическая промышленность) |
5 | Транспорт и логистика |
6 | Нефтегазовая отрасль |
7 | Недвижимость и строительство |
8 | Металлургия |
9 | Медицина и фармацевтика |
10 | Горнодобывающая промышленность |
11 | Телекоммуникации, информационные технологии, СМИ |
12 | Туристический и гостиничный бизнес, индустрия развлечений |
13 | Финансовые институты |
14 | Сельское хозяйство |
15 | ЖКХ и инфраструктура |
2. Частные и государственные компании как объекты финансирования
В этом году почти в два раза сократилась популярность заемщиков, связанных с государством (с 25% до 13%). На первом месте по-прежнему заемщики из частного сектора ― этот вариант указали 69% респондентов.
Таблица 2. Частные и государственные компании как объекты финансирования
Место | Вариант ответа | Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа |
1 | Компании с частным капиталом | 69% |
2 | Не имеет значения для целей финансирования | 18% |
3 | Компании со смешанным (государственно-частным) капиталом | 11% |
4 | Компании с государственным капиталом | 2% |
3. Российский и иностранный бизнес как объект финансирования
За год картина не изменилась: российский бизнес по-прежнему возглавляет список предпочтений для тех, кто выбирает объекты кредитования или инвестирования.
Таблица 3. Российский и иностранный бизнес как объект финансирования
Место | Вариант ответа | Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа |
1 | Российская компания | 60% |
2 | Не имеет значения | 20% |
3 | СП | 11% |
4 | Иностранная компания | 9% |
4. Крупный, средний и малый бизнес как объект финансирования
Как и год назад, наиболее предпочтительным объектом финансирования респондентам видится средний бизнес.
Таблица 4. Крупный, средний и малый бизнес как объект финансирования
Место | Вариант ответа | Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа |
1 | Средний (выручка 10—100 млн долл. США в год) | 66% |
2 | Малый (выручка до 10 млн долл. США в год) | 18% |
3 | Крупный (выручка более 100 млн долл. США в год) | 16% |
5. Диверсифицированные и вертикально-интегрированные компании как объекты финансирования
Таблица 5. Диверсифицированные и вертикально-интегрированные компании как объекты финансирования
Место | Вариант ответа | Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа |
1 | Диверсифицированные компании | 55% |
2 | Вертикально-интегрированные компании | 36% |
3 | Иное | 9% |
6. Публичные и непубличные компании как объекты финансирования
Таблица 6. Публичные и непубличные компании как объекты финансирования
Место | Вариант ответа | Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа |
1 | Частные компании | 61% |
2 | Публичные компании | 39% |
7. Основные требования коммерческих банков и инвестиционных компаний к объектам финансирования
За последний год требования коммерческих банков к объектам инвестирования не претерпели заметных изменений: итоговый рейтинг возглавили те же четыре требования, что и в прошлом году.
Таблица 7.1. Требования коммерческих банков к объектам финансирования
Место (итоговый ранг) | Требования |
1 | Финансовое состояние |
2 | Финансовые прогнозы |
3 | Залоги |
4 | Ситуация на отраслевом рынке |
5 | Прозрачная организационная структура |
6 | Отраслевая принадлежность |
7 | Гарантии |
8 | Корпоративное управление |
9 | Аудированная отчетность |
10 | Иное |
В отличие от банков, инвестиционные институты несколько поменяли приоритеты. Если в прошлом году рейтинг требований возглавили финансовое состояние объекта инвестирования и финансовые прогнозы, то в этом году наиболее значимыми оказались прозрачность операционной деятельности и наличие аудированной отчетности.
Таблица 7.2. Требования инвестиционных институтов к объектам финансирования
Место (итоговый ранг) | Требования |
1 | Прозрачная операционная деятельность |
2 | Аудированная отчетность |
3 | Финансовое состояние |
4 | Адекватное сочетание рискованности и доходности |
5 | Прозрачная организационная структура |
6 | Корпоративное управление |
7 | Финансовые прогнозы |
8 | Отраслевая принадлежность |
9 | Иное |
8. Цели, на которые готовы выделять финансирование коммерческие банки и инвестиционные компании
Таблица 8.1. Цели, на которые готовы выделять финансирование коммерческие банки
Место (итоговый ранг) | Цели |
1 | Пополнение оборотных средств |
2 | Инвестиции в основные средства |
3 | Новые проекты, новый бизнес |
4 | Сделки по слияниям и поглощениям |
5 | НИОКР, разработка новых образцов продукции |
6 | Иное (укажите) |
Таблица 8.2. Цели, на которые готовы выделять финансирование инвестиционные компании
Место (итоговый ранг) | Цели |
1 | Инвестиции в капитал |
2 | Инвестиции в производные инструменты |
3 | Инвестиции в долговые инструменты |
9. Сроки, на которые преимущественно выделяется финансирование
Место | Вариант ответа | Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа |
1 | Средние сроки (от 1 года до 5 лет) | 77% |
2 | Краткие сроки (менее 1 года) | 21% |
3 | Долгосрочное финансирование (от 5 лет и более) | 2% |
10. Источники средств кредитования/инвестирования
Таблица 10. Источники средств для организации финансирования
Место (итоговый ранг) | Источники финансирования | Суммарный сырой ранг |
1 | Собственные средства | 163 |
2 | Совместно с другими российскими институтами | 101 |
3 | Совместно с другими иностранными институтами | 80 |
4 | В рамках государственных программ | 59 |
5 | Иное | 4 |
11. Средний размер кредитования/инвестирования, выделяемого финансовой организацией
Место | Вариант ответа | Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа |
1 | Менее 10 млн долл. США | 52% |
2 | От 10 до 50 млн долл. США | 48% |
12. Необходимый вклад собственных средств заемщика/объекта инвестирования в финансирование проекта
Место | Вариант ответа | Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа |
1 | 30% | 40% |
2 | 20—25% | 27% |
3 | 50% | 11% |
4 | 0—15% | 7% |
5—6 | 40% | 2% |
5—6 | 80% | 2% |
7 | Затруднились ответить | 11% |
* В исследовании отдельно друг от друга приняли участие представители коммерческого банковского и инвестиционного бизнеса банка «УРАЛСИБ».