В начале июля Министерство экономического развития отказалось пересмотреть одно из требований для банков – участников программы докапитализации. Речь шла о доле необеспеченных розничных кредитов в структуре активов. Сейчас к программе помощи допускаются лишь те банки, у которых в структуре выданных займов на долю не обеспеченных залогами кредитов приходится не более 40%, а банк «Восточный экспресс», специализирующийся на необеспеченном потребительском кредитовании, просил увеличить этот показатель до 70%. В Минэкономразвития сослались на то, что программа в первую очередь рассчитана на поддержку тех финансовых институтов, которые занимаются кредитованием корпоративного сектора, а не физических лиц.
Впрочем, здесь уместно задать вопрос: приведет ли правительственная программа докапитализации к расширению корпоративного кредитования? И насколько эффективны те финансовые инструменты, которые используются сегодня для предоставления помощи банкам?
В декабре 2014 года правительство одобрило выделение 1 трлн рублей для повышения капитализации банков: Минфину было предписано осуществить на эту сумму эмиссию облигаций федерального займа (ОФЗ) и внести их в качестве имущественного взноса в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Потом было решено направить 150 млрд рублей из этого выпуска ОФЗ на поддержку Государственной транспортной лизинговой компании, Объединенной авиастроительной корпорации и других госкомпаний.
Осталось 850 млрд рублей. Чтобы получить эти деньги, банкам необходимо направить соответствующую заявку в АСВ. Если она одобрена советом директоров, банку предоставляются ОФЗ, которые затем учитываются в его активах (в объектах, являющихся его собственностью), а в пассивах (в привлеченных извне средствах) отражаются в качестве субординированных облигационных займов. Возможность конвертировать полученный облигационный заем в собственные обыкновенные акции позволяет банку учитывать его в своем капитале.
Чтобы претендовать на государственную поддержку, банки должны отвечать ряду условий. Во-первых, их капитал должен составлять не менее 25 млрд рублей, при этом размер самой помощи не превысит 25% капитала. Во-вторых, в случае предоставления средств со стороны АСВ банки должны согласиться с мониторингом их деятельности. В-третьих, в течение трех лет после получения помощи банки должны обеспечить рост портфеля кредитов нефинансовому сектору (ипотечные займы, кредиты малому и среднему бизнесу, а также крупным предприятиям различных отраслей) на 1% в месяц. Еще одно требование – фиксация вознаграждений совета директоров и топ-менеджмента, а также зарплат сотрудников банка на уровне 1 января 2015 года. Наконец, владельцы банка за счет собственных средств должны увеличить его капитал на сумму не менее 50% от размера помощи либо направлять в капитал до 75% прибыли.
У этих правил есть несколько исключений. Банки с капиталом ниже 25 млрд рублей, но попавшие под международные санкции, также могут рассчитывать на докапитализацию, равно как и некоторые региональные банки с капиталом не менее 5 млрд рублей (в размере 10% от капитала). Кроме того, отдельные банки смогут увеличить капитал первого уровня (в него входят эмитированные и полностью оплаченные обыкновенные акции, бессрочные привилегированные акции, а также часть Резервного фонда и нераспределенная прибыль, подтвержденная аудитором) за счет обмена ОФЗ на привилегированные акции. Эти послабления, равно как и сам факт помощи говорят о том, что поддержка банков нужна в первую очередь для сохранения их финансовой устойчивости и уже только потом для расширения кредитования реального сектора. Если в 2013 году совокупная прибыль банков снизилась на 1,8%, то по итогам 2014 года она упала на 40%. Доля проблемных и безнадежных кредитов за тот же период увеличилась с 6% до 6,7%.
В результате рост резервов банков на возможные потери по ссудам тоже составил 6,7% в конце 2014 года. Негативное влияние на положение банков оказывает ухудшающаяся макроэкономическая обстановка. Резкое падение курса рубля затруднило обслуживание валютных обязательств как самих банков, так и их заемщиков. Высокая инфляция приводит к падению реальных доходов населения (за 2014 год они сократились на 0,8% по сравнению с 2013 годом, а за первые пять месяцев 2015 года – на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), снижению доли сбережений в личных доходах граждан и, как результат, к сокращению темпов прироста депозитной базы банков: если в 2013 году вклады населения выросли на 19%, то в 2014-м – всего на 9,4%. Другим следствием инфляции оказался рост процентных ставок (ключевая ставка ЦБ увеличилась с 8,0% в июле 2014 года до 17% в декабре, потом последовательно снижалась до 11,5% в июне 2015 года), который делает кредиты неподъемными для бизнеса.
Секторальные санкции со стороны ЕС и США закрыли ряду кредитных организаций доступ на международные рынки капитала и привели к появлению у них проблем с ликвидностью. С этим отчасти было связано снижение доли внутридневных кредитов, предоставляемых ЦБ коммерческим банкам (с 96,2% в 2013 году до 84,5% в 2014 году) и пропорциональное увеличение доли кредитов, обеспеченных нерыночными активами и поручительствами. В таких условиях тем более логично помогать банкам.
Однако у господдержки есть и недостатки. Первый из них касается непосредственно самой схемы докапитализации. С одной стороны, стоимость привлечения капитала, складывающаяся из разницы между выплатами процентов по обслуживанию субординированных займов и доходами по предоставленным ОФЗ, является невысокой (1%). С другой стороны, банки не получат живых денег, поэтому им придется привлекать дополнительные средства под залог государственных облигаций на рыночных условиях. Это, в свою очередь, не позволит им расширить объемы кредитования реального сектора за счет более низких ставок.
Второй недостаток господдержки заключается в том, что она ухудшает конкурентную среду в банковском секторе. Не более сорока российских банков имеют капитал более 25 млрд рублей, при этом лишь в адрес 27 из них поступило от АСВ предложение поучаствовать в программе докапитализации. Получившие госпомощь банки будут более агрессивно наращивать активы, что приведет к усилению концентрации сектора, который и без того монополизирован: по состоянию на 1 мая 2015 года на долю крупнейших двадцати банков приходилось 74,7% активов. В результате системная значимость отдельных банков только усилится, а с ней обострится проблема too big to fail.
Наконец, господдержка снижает у менеджмента и собственников банков стимулы к контролю за рисками и уровнем достаточности капитала. Кризис 2008–2009 годов наглядно показал, что банки могут с уверенностью рассчитывать на помощь в случае повторного возникновения турбулентности на финансовых рынках. Во многом поэтому в период с 2010 по 2014 год банки приложили недостаточные усилия для устойчивого роста активов, соразмерного уровню капитала, что стало причиной высокой чувствительности их балансов к торможению экономики и внешним шокам. Устойчивости кредитных организаций может поспособствовать повышение требований к структуре и объему их капитала, а также ужесточение норм в отношении системообразующих банков. О том, что это надо делать, говорили еще в ходе предыдущего кризиса. Эти предложения не потеряли актуальности и сегодня, тем более что предпринятые меры пока не обеспечили преодоление кризиса в банковском секторе.
Иван НИКОНОВ
Автор - младший научный сотрудник Аналитического центра финансовых исследований Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов