Новый социальный вычет по НДФЛ в размере МРОТ может стать важной мерой поддержки для экономики. Но результативность меры зависит прежде всего от того, какому кругу налогоплательщиков он будет доступен.

Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений готовит предложение по введению налогового вычета по НДФЛ, который будет предоставляться на ежемесячной основе и соответствовать «размеру прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ». Детали предложения пока не ясны. Например, планируется ли предоставлять этот вычет всем налогоплательщикам (как делается в целом ряде зарубежных стран) или же с какими-либо ограничениями по уровню дохода? Предполагается ли компенсация «выпадающих доходов» для региональных и местных бюджетов в связи с введением вычета? От ответов на эти и другие вопросы во многом будет зависеть то, насколько данная мера будет способна поддержать население и стимулировать восстановление потребительского спроса и в целом экономической активности.

Повторение пройденного?

В России до 2012 года уже применялся похожий вычет по НДФЛ, который назывался «стандартным» и предусматривал, что налогооблагаемый доход каждого налогопла­тельщика подлежит уменьшению на 400 рублей ежемесячно (до того момента, пока сумма доходов с начала года не превысит 20 тыс. рублей). Однако в 2011-м (последний год, когда действовал этот вычет) средняя зарплата по стране составляла 23 369 рублей в месяц, и для значительного числа налогоплательщиков этот вычет не мог быть применим даже в течение одного месяца. При этом для тех налогоплательщиков, кто получал этот вычет, реальный «выигрыш» составлял лишь 13% от 400 рублей, или 52 рубля в месяц, что соответствовало 1,1% МРОТ на тот момент. В Москве, например, 52 рублей в то время хватило бы на две поездки на метро. И хотя в целом по стране, по данным ФНС, этот вычет в 2011 году получали 45,3 млн человек, общая сумма, которая осталась в распоряжении налогоплательщиков, составила лишь 8,9 млрд рублей, или 196 рублей в год в среднем на каждого получателя. В этой ситуации не приходится всерьез говорить ни о социальной поддержке, оказываемой с помощью этого вычета даже для беднейших слоев населения, ни о каком-либо значимом эффекте по стимулированию потребительского спроса.

Сейчас, когда особенно важно поддержать население и стимулировать восстановление потребительских расходов, при введении нового вычета по НДФЛ нужно избежать «повторения пройденного». Однако риски того, что новый вычет опять окажется малозначимым для населения, достаточно высоки. Исходя из того, что на данный момент известно о новом налоговом вычете, уже можно заключить, что о широкомасштабной поддержке населения пока что речи не идет. В условиях 2020 года налоговый вычет, предоставляемый ежемесячно в размере МРОТ (12 130 рублей) означал бы, что в распоряжении налогоплательщика дополнительно останется 1 576,9 рубля в месяц. Конечно, такая сумма действительно может оказаться важным подспорьем для малообеспеченных слоев населения. Но нужно принимать во внимание, что получить эту сумму могут лишь работающие (или имеющие иной доход, облагаемый НДФЛ, хотя бы в размере МРОТ), и в этом смысле вычет существенно отличается от социального пособия. Например, те, кто работает «на половину ставки» и в результате этого имеет ежемесячные доходы ниже МРОТ, не смогут получить «выигрыш» от этого вычета полностью (его объем в данном случае будет ограничен суммой НДФЛ, причитающегося к уплате).

Влияние же этого вычета на потребительские расходы будет в значительной степени зависеть от того, какое количество налогоплательщиков в действительности смогут получить дополнительные доходы. Необходимо учитывать, что на потребление направляется, по разным оценкам, 70—75% дополнительных доходов населения России (остальная часть направляется на сбережения в различных формах). Таким образом, можно оценить, что даже при наиболее широком охвате населения таким вычетом (например, если вычет в размере МРОТ будет предоставляться в полном объеме всем занятым в экономике), то в условиях первого полугодия 2020 года ежемесячный доход населения мог бы увеличиться на 110—112 млрд рублей (или на 2,3—3,4% суммарных денежных доходов), а расходы — на 77—84 млрд рублей (1,8—1,9% суммарных расходов). Дополнительные расходы, в свою очередь, создали бы импульс для восстановления экономики, поскольку увеличение спроса вызвало бы ответную реакцию производителей в виде увеличения (или хотя бы сохранения) объемов выпуска потребительской продукции, а значит, и рабочих мест и зарплат сотрудников, а также объемов заказов поставщикам и партнерам. Такие импульсы крайне необходимы сейчас для восстановления экономики. Однако чем более узким будет круг получателей вычетов (или чем меньше будет размер вычета), тем менее значимым будет этот стимулирующий эффект для экономики.

Зарубежная практика налоговых вычетов

За рубежом широко распространена практика предоставления вычетов по подоходному налогу, причем это характерно не только для стран с наиболее высокими доходами населения. Примечательно, что во многих случаях это снижение нагрузки представляет собой необлагаемый минимум дохода каждого налогоплательщика, а не только тех, чей доход не достигает определенного уровня. Тем самым обеспечивается широкий охват этими вычетами населения страны и, соответственно, увеличивается воздействие данного вычета на потребительский спрос.

Освобождение части дохода каждого налогоплательщика от подоходного налога в разных странах может быть реализовано по-разному. Например, в США, Японии, Норвегии, Бельгии, ряде стран Восточной Европы на общенациональном уровне это освобождение предоставляется по системе, схожей с российской, — в виде установления персонального вычета (personal allowances), на который уменьшается налогооблагаемый доход каждого налогоплательщика, причем размеры этого вычета составляют 3—5 тыс. долларов в год, а в отдельных странах (США, Норвегия) они превышают 10 тыс. долларов.

При этом в Германии, Франции, Австралии, Австрии, Финляндии и Чили это реализовано несколько иначе. Вместо установления вычета из налогооблагаемого дохода в этих странах на общенациональном уровне введена нулевая ставка подоходного налога для доходов, не превышающих установленного годового уровня. Среди ведущих экономик необлагаемые налогом минимумы доходов физлиц составляют до 15 тыс. долларов в год. Конечно, это сопровождается более высокими ставками налогов для остальной части населения, но для менее обеспеченных слоев населения это создает существенную поддержку.

Еще один способ освобождения части дохода от налога применяется, в частности, в Канаде, Дании, Италии, Мексике, Израиле, где на общенациональном уровне установлены налоговые скидки (tax credits), которые тоже предоставляются каждому налогоплательщику, однако они уменьшают не налогооблагаемый доход, а непосредственно сумму подоходного налога к уплате. Суммы таких «скидок» составляют 1—2 тыс. долларов. Но во многих случаях это означает, что от налога фактически освобождаются суммы, сопоставимые с персональными вычетами или с пороговыми значениями дохода в странах, применяющих нулевые ставки. Например, в Канаде налоговая скидка в объеме 1 393,7 доллара США при минимальной ставке подоходного налога 15% означает, что от налогообложения освобождается доход в объеме 9 291 доллара в год, а в Италии (где налоговая скидка составляет 1 674,1 доллара при минимальной ставке налога 23%) — 7 278,6 доллара в год.

Таким образом, предлагаемый налоговый вычет в России, даже если он будет установлен для всех налогоплательщиков на постоянной основе (то есть будет предоставляться в течение всего года), по своему размеру будет значительно уступать многим зарубежным экономикам. Например, по состоянию на конец 2019-го годовой размер такого вычета составил бы около 2 174 долларов.

Какой вычет по НДФЛ нам необходим?

В текущей ситуации, требующей как социальной поддержки населения, так и стимулирования восстановления потребительского спроса, налоговый вычет по НДФЛ может стать важным элементом антикризисной политики государства. Однако при этом важны два момента.

Первый момент состоит в том, что такой вычет должен иметь широкий охват налогоплательщиков. Попытки «сэкономить» и ограничить круг его получателей лишь наиболее нуждающимися приведут к тому, что в масштабах страны стимулирующий эффект от этого вычета будет минимальным. Целесообразно при этом ориентироваться на опыт ведущих стран, которые устанавливают такие вычеты именно по принципу всеобщности, а не избирательно (такой принцип лучше подходит для социальных пособий, где нужна адресность поддержки).

Второй, не менее важный момент заключается в том, что принятие нового вычета должно сопровождаться решениями о предоставлении федеральной поддержки региональным и местным бюджетам, в которые зачисляются поступления НДФЛ. Только в этом случае предоставление вычета будет действительно стимулировать совокупный спрос, а не повлечет за собой сокращение расходов региональных бюджетов (и соответствующее этому сокращение спроса на региональном уровне). Безусловно, это потребует более существенных затрат со стороны бюджетной системы, чем, например, другие действующие налоговые вычеты. Однако такие вложения — это неотъемлемая часть системы стимулирования расходов, которую может и должно взять на себя государство для того, чтобы ускорить восстановление экономики.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции