Кавказ не принадлежит России?

Дата публикации: 23.11.2012 00:00
5 669
Время прочтения: 4 минуты

Росфинмониторинг направил письмо полпреду президента в Северо-Кавказском округе. Банки региона превратились в прачечные, говорится в письме. Только и делают, что деньги отмывают, а нормальной банковской работой не занимаются. В качестве примера приводятся Трансэнергобанк (у него уже отозвали лицензию) и Дагэнергобанк. Новость громкая, яркая, все ее дружно комментируют. А мне эта новость не нравится. Как-то она меня настораживает. Попытаюсь объяснить, чем именно.

Отмывать деньги можно через любой банк. Или нельзя, если законы той или иной страны строгие, а надзор бдительный. Причем тут Кавказ? Почему так получается, что отмывать деньги удобнее и лучше именно через банки, расположенные на Кавказе? Там ведь действуют законы России, правда? Кавказ ведь часть России? Следовательно, если что-то можно проворачивать на Кавказе, с таким же успехом это можно делать, ну например, в Саранске. Но в Саранске деньги если и «моют», то не в промышленных масштабах. Во всяком случае, я не помню, чтобы Росфинмониторинг писал письмо на этот счет полпреду президента в Приволжском округе.

И тем не менее в письме сказана, судя по всему, правда. Приводятся цифры, которые показывают, что банки в Дагестане и ряде других регионов Кавказа — действительно, и не банки вовсе, а прачечные. И как это расценивать?

Тут есть два варианта. Первый заключается в том, что, видимо, на самом деле Кавказ не есть часть России. И там не действуют законы России. Власть делает вид, что Кавказ — все-таки «нашенский». Власть дотирует республики Северного Кавказа. Следит за тем, чтобы там люди получали пенсии, пособия. Власть намерена привлекать инвестиции в регион — там будут строить, например, туристический кластер. По поводу чего в Интернете ходит много шуток, но власть не шутит. Наконец, власть надзирает за регионом. Президент может сместить с поста любого президента северокавказской республики. Если сочтет нужным, конечно. Полпредом президента работает человек, некогда возглавлявший сугубо «русский» регион — Красноярский край. Он тоже надзирает и бдит. Вот и Росфинмониторинг бдит, озабочен.

Но все это, вероятно, фикция. Вы же видели монеты стран Британского Содружества? Австралии или Канады, например. На них — королева Великобритании. Казалось бы, если на монете изображен правитель, то этот правитель и есть лидер того государства, которое монету выпустило. Но ни у кого нет иллюзий насчет того, являются Канада и Австралия частью Великобритании или нет. Конечно, нет. А портрет — из уважения и по традиции.

Вот мне кажется, что Северный Кавказ входит в состав России — ну явно не из уважения — по традиции. Ну как-то так получилось когда-то давно-давно. Теперь одна традиция осталась. Традиция выгодная. Если Россия денег не даст, кто даст? Эмираты какие-нибудь? На нехорошее дело, может, и дадут. А пенсии платить Эмираты не будут чужим гражданам. А Россия платит. Ну и хорошо. А на самом деле деньги-то мы возьмем, но у нас тут свои законы. В том числе финансовые. Мы Нигерия — вот мы кто. У нас все можно делать. Приезжайте к нам, а можете даже не ехать, один клик мышкой, был безнал — стал нал. И чего после этого стоят разговоры о том, что, дескать, вертикаль укрепилась до неимоверности? Что решения и распоряжения, расходясь веером от Кремля, со скоростью света достигают самых отдаленных улусов?

Но это была всего-навсего первая версия. Есть еще и вторая.

Не исключено, что перед нами банальный наезд на конкретных персон. Иные фамилии даже прозвучали в прессе. Это почему-то сплошь энергетики, в том числе высокопоставленные сотрудники государственной компании «РусГидро». У «РусГидро» на Кавказе бизнес серьезный и непростой. Компания строит там гидроэлектростанции. Видимо, скоро строить придется только там. Общественная палата в четверг пригрозила написать письмо президенту и запретить строительство ГЭС на равнинных реках. История мутная, если честно. Лоббируют это дело экологи, но поди пойми, с чьей руки они кушают. «РусГидро» экологам не нравится давно и активно. Что на самом деле несколько странно: взялись бы лучше за атомные станции, они куда вреднее! Или за старые, которые чуть ли не уголь используют. Нет, терзают «Гидру». И я при всем желании не могу исключить, что перед нами очередной наезд на нее, родимую. Конечно, меня спросят — да неужели какие-то экологи сподвигли Росфинмониторинг на такое дело? Не знаю… Но как-то навязчиво прозвучали имена персон в связи с дагестанским скандалом.

Какая версия нравится вам? Или у вас есть своя? Наверняка есть. Вот здесь, внизу, есть такое окошечко, в нем можно оставлять комментарии. Которые я буду на этот раз читать с сугубым вниманием. И да, если кто-то вспомнит, какой банк на самом деле участники рынка называют главной прачечной, я буду очень признателен. Я сам бы не хотел имя этого банка в очередной раз полоскать. Законы о клевете, знаете ли, экстремизме, все такое… Подсказка: это не дагестанский банк. Что, согласитесь, странно.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме