XPeng (XPEV, 9868.HK) представила слабые, не оправдавшие ожиданий рынка результаты за первый квартал 2023 года. Планы по улучшению операционной эффективности бизнеса реализовать не удается из-за внешних причин, среди которых снижение госсубсидий на покупку электромобилей и ценовая война. Эти факторы оказывают серьезное давление на окупаемость продукции, однако компания уже не в состоянии повысить привлекательность своих электромобилей за счет снижения цен, так как ее маржинальность в расчете на единицу продукции перешла в отрицательную зону. При этом поставки компании растут значительно медленнее, чем у конкурентов. XPeng продолжает терять долю на рынке, и новому SUV G6 вряд ли удастся исправить эту ситуацию из-за высокой конкуренции с Li Auto. Компания продолжает сжигать свои ликвидные средства. На данный момент единственным позитивным моментом выглядит возможный ввод более дешевой автомобильной платформы второго поколения, однако необходимо больше конкретики от XPeng по поводу сроков запуска в производство новых моделей на этой платформе. С учетом сохранения внешних негативных факторов прогнозируем, что динамика показателей XPeng и далее будет хуже, чем у ее конкурентов.
Выручка XPeng за первый квартал упала на 45,9% г/г, до 4,03 млрд юаней ($0,59 млрд), оказавшись ниже консенсуса на 4,5%. Чистый убыток составил 2,34 млрд юаней ($0,34 млрд) при общерыночных ожиданиях на уровне 2,11 млрд юаней.
Менеджмент компании назвал рост продаж своей главной целью, но не представил деталей относительно способов ее достижения. Руководство подтвердило планы реорганизации структуры компании, начавшейся в третьем квартале 2022-го и не демонстрирующей видимого прогресса. Позитивные подвижки автоконцерн связывает с выводом на рынок в июне новой модели SUV G6, которой предстоит конкурировать с продукцией более успешной Li Auto. Маржинальность XPeng может повыситься за счет внедрения более дешевой автомобильной платформы SEPA 2.0, однако о сроках начала ее установки на новые электромобили, кроме модели G6, ничего неизвестно.
Компания испытывает серьезные трудности в связи со снижением госсубсидий на покупку EV и ценовой войны в КНР. Объем поставок электромобилей за первый квартал составил 18,2 тыс. (-47,3% г/г), при этом маржа на единицу продукции упала с прошлогодних 10,4% и 5,7% в октябре-декабре до -2,5%. Менеджмент объяснил это сокращением госсубсидий для покупателей электромобилей и связанным с этим увеличением расходов на продвижение продаж.
Параллельно с этим увеличился чистый убыток компании. Помимо роста себестоимости продукции этот результат обусловило запаздывающее по сравнению с выручкой снижение операционных расходов. Затраты на исследования и разработки увеличились на 6,1% г/г, до 1,3 млрд юаней ($0,19 млрд). Эти средства были направлены на развитие новых и еще не анонсированных моделей. В то же время административные расходы XPeng снизились на 15,5% г/г, до 1,39 млрд юаней ($0,2 млрд), за счет сокращения затрат на рекламу и более низких комиссий магазинам по франшизе, обусловленных уменьшением объема продаж.
На второй квартал текущего года XPeng прогнозирует снижение поставок электромобилей в пределах 36,1–39% г/г, до 21–22 тыс., притом что в консенсус Bloomberg заложен результат 27,8 тыс. Гайденс компании в отношении выручки по итогам апреля-июня предполагает ее сокращение на 36,8–39,5% г/г, до 4,5–4,7 млрд юаней, при среднерыночных ожиданиях на уровне 6,6 млрд юаней.
Целевую цену по акции XPEV мы снизили с $8 до $6,5, рекомендация — «продавать».
Роман Лукьянчиков, аналитик Freedom Finance Global
Настоящее сообщение содержит мнение специалиста инвестиционной компании или банка, полученное Банки.ру. Такое мнение предоставляется исключительно для целей ознакомления и не является рекомендацией для покупки, продажи ценных бумаг, принятия (или непринятия) каких-либо коммерческих или иных решений. За содержание сообщения и последствия его использования Банки.ру ответственности не несут.