Телефонное мошенничество становится все более распространенным явлением, поэтому важно уметь распознавать злоумышленников с первых секунд разговора. И в этом помогут пять верных признаков.
Главное правило при общении с мошенниками: никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте посторонним коды подтверждения, которые приходят вам в СМС, электронной почте или пуш-уведомлениях! Это единственный способ, с помощью которого мошенники могут обойти двухфакторную систему безопасности и получить доступ к вашим данным.
Признак № 1. Плохая речь и несоответствие фактов
Обратите внимание на манеру речи и стиль общения собеседника. Ошибки в названиях компаний, некорректные обращения, сложности в объяснении сути проблемы или использование шаблонных фраз — все это свидетельствует о том, что с вами может говорить мошенник. Сотрудники настоящих организаций говорят четко, уверенно и профессионально.
Важно помнить несколько универсальных правил:
- Никому и никогда не сообщайте СМС-код, который пришел на телефон. Ни под каким предлогом!
- Сотрудники Центробанка не работают с физлицами — они не звонят обычным гражданам, не связываются с ними в мессенджерах.
- Сотрудники полиции, прокуратуры, Следственного комитета и других силовых ведомств не просят перевести деньги или назвать коды. Единственное, что они делают по телефону, — информируют граждан и приглашают в отделения.
- Сотрудники разных ведомств не переключают абонентов между собой — если ваш собеседник утверждает, что сейчас вас свяжут с ФСБ, Центробанком или любым другим ведомством, кладите трубку и блокируйте номер. Это точно мошенники.
Важно! Обратите внимание, что именно от вас хотят. Если вас уверяют, что государство проводит некую программу по замене счетчиков, труб или сим-карт, не поленитесь и проверьте информацию в интернете — на сайтах ведомства, управляющей компании или другой организации. Также можно связаться с ведомством самому (официальный номер горячей линии на сайте).
Признак № 2. Звонок или сообщение с неизвестного номера
Когда поступает звонок или сообщение, а номер вы не знаете, то это уже повод насторожиться. Также нужно относиться к звонкам из мессенджеров. Мошенники часто маскируют свои настоящие номера. Например, аккаунт в мессенджерах они могут назвать «900» (универсальный номер Сбера) или «Госуслуги», но истинный номер, на который зарегистрирован аккаунт, будет совсем другим. На аватарку аккаунта мошенники ставят логотипы, что еще больше снижает бдительность у потенциальной жертвы. Не дайте с помощью этой уловки себя обмануть.
Помните, что в мессенджерах банки, государственные и силовые органы не связываются.
Увидели такой звонок? Бросайте трубку. Повторим: государственные учреждения и банки не связываются в мессенджерах.
Признак № 3. Собеседник торопится и требует немедленных действий
Мошенники любят создавать атмосферу спешки и давления. Фразы вроде «действуйте немедленно», «если не поторопитесь, потеряете деньги» или «это последняя возможность» должны вызвать подозрение.
Признак № 4. Просьба назвать конфиденциальные данные
Ни один настоящий представитель банка или другого учреждения не попросит вас сообщить номер вашей банковской карты, CVV-код или СМС-код. Вся информация у говорящего уже есть, а чтобы подтвердить вашу личность есть другая система защиты — кодовые слова или подтверждение биометрии по видеозвонку.
Признак № 5. Чрезмерно выгодное предложение или угрозы потери средств
Предложения огромных скидок, бесплатных денежных бонусов или выигрыш больших сумм без какого-либо участия — это классическая схема мошенничества. Цель злоумышленников — сыграть на человеческой алчности и желании быстрого обогащения.
Аналогично подозрительны звонки с предупреждениями о потере средств из-за сомнительных операций. Такие истории — обычно простая попытка запугивания жертвы. Не принимайте никаких решений в стрессовом состоянии. Положите трубку, свяжитесь с полицией по номеру 102 самостоятельно.
Если вам звонят с неизвестного номера и представляются вашим близким, то положите трубку и перезвоните ему по номеру, который вам известен. Не переводите деньги, не называйте СМС-коды и не предпринимайте никаких действий, пока не убедитесь, что звонящий действительно тот, кто вам дорог.