Новые услуги для бизнеса появились на портале «Госуслуги» в начале ноября 2025 года в рамках жизненной ситуации «Начните свой бизнес онлайн».
Теперь подать документы на регистрацию кассы и товарного знака можно не выходя из дома.
Рассказываем, как воспользоваться новыми услугами для бизнеса и какие документы понадобятся.
Где можно зарегистрировать кассу сейчас
Регистрация контрольно‑кассовой техники (ККТ) — обязательная процедура, при которой вы прописываете свою новую онлайн-кассу в налоговой службе. Налоговая вносит данные о вашей кассе в свой реестр, активирует ее и присваивает ей регистрационный номер. Только после этого кассу можно использовать для расчетов.
Сейчас кассу можно бесплатно зарегистрировать:
- По форме на «Госуслугах».
- На сайте ФНС в личном кабинете организации или ИП.
- Лично в офисе ФНС.
- Через оператора фискальных данных (ОФД), с которым у вас заключен договор.
Для онлайн-подачи заявления на регистрацию кассы потребуется сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Как получить УКЭП, читайте здесь.
Как зарегистрировать кассу на «Госуслугах»
Шаг 1. Перейдите к услуге
Войдите в свой подтвержденный аккаунт на портале «Госуслуги», перейдите к услуге и заполните заявление: ответьте на вопросы о целях использования кассы, месте ее установки, ОФД и другие.
Шаг 2. Подпишите заявление с помощью УКЭП
На компьютере — если заявление подает руководитель организации или ИП либо представитель организации. В приложении «Госключ» — только для представителя организации.
Шаг 3. Получите регистрационный номер ККТ и сформируйте отчет о регистрации ККТ
Регистрационный номер ККТ придет в течение одного рабочего дня в личный кабинет. В это время использовать кассу нельзя.
После того как получите регистрационный номер ККТ, нужно сформировать отчет о регистрации ККТ. Обычно касса предлагает сделать это автоматически.
Если касса работает не в автономном режиме, отчет с кассы автоматически придет в ФНС
Если в автономном, то заполните заявление по данным отчета в личном кабинете «Госуслуг». Отправьте его в течение пяти календарных дней в ФНС через «Госуслуги».
Шаг 4. Получите карточку регистрации ККТ
Она придет в течение пяти рабочих дней в личный кабинет. Только после этого кассу можно будет использовать.
Какие документы нужны для регистрации кассы на «Госуслугах»
Для регистрации кассы понадобятся:
- Данные организации или ИП — подойдет выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Модель и заводской номер кассы — обычно указаны в паспорте кассы и на ее корпусе.
- Модель и заводской номер фискального накопителя — обычно указан в его паспорте.
- Адрес и место установки кассы.
- Договор с оператором фискальных данных (ОФД) — если он заключен.
- Машиночитаемая доверенность (МЧД) — если заявление подает представитель.
Какие есть штрафы за нарушение правил регистрации и перерегистрации ККТ в ФНС
За нарушение правил регистрации и перерегистрации ККТ назначаются штрафы по ст. 14.5 КоАП.
| Нарушение | Для кого | Штраф |
| Нарушение порядка установки и регистрации ККТ | Организациям | от 5000 до 10 000 рублей |
| Предпринимателям и должностным лицам | от 1500 до 3000 рублей, в некоторых случаях возможна замена штрафа на предупреждение | |
| Неприменение ККТ | Организациям | От 3/4 до одной полной суммы расчета, осуществленной без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей |
| Предпринимателям и должностным лицам | От 1/4 до 1/2 полной суммы расчета, осуществленной без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей | |
| Повторное неприменение ККТ (если сумма расчетов без ККТ составила 1 млн рублей и более) | Организациям | Приостановление деятельности на срок до 90 суток |
| Предпринимателям и должностным лицам | Дисквалификация на один-два года |
Как избежать штрафа
Для бизнеса, который случайно нарушил правила использования онлайн-кассы, действует программа «амнистии». Ее суть в следующем:
Если вы сами, добровольно, обнаружили ошибку и сообщили об этом в налоговую до того, как она сама вас проверила и выписала штраф, у вас есть шанс полностью избежать финансового наказания.
Для этого необходимо выполнить три условия:
- Вы первым признаетесь налоговой в нарушении.
- На момент вашего заявления у ФНС не должно быть информации о вашем нарушении (не было жалоб, плановой проверки и т. д.).
- Вы исправляете проблему. Для этого нужно пробить кассовый чек коррекции. Этим чеком вы официально фиксируете в системе все ранее неучтенные через кассу доходы и погашаете свою задолженность.
Как зарегистрировать товарный знак на «Госуслугах»
Товарный знак (ТЗ) служит «паспортом» вашего бренда. Это официально зарегистрированное и юридически защищенное обозначение, которое отличает ваши товары или услуги от предложений конкурентов.
Им может быть: слово или название, логотип или графическое изображение, комбинированный знак, например, логотип + название, слоган бренда и даже звук, цвет или форма.
Пока знак не зарегистрирован в Роспатенте, он не защищен законом. Вы можете использовать название, но не можете запретить это делать другим.
Раньше процесс регистрации товарного знака был долгим и требовал подачи бумажных документов. Теперь в рамках «Госуслуг» осуществляется государственная регистрация товарного знака, знака обслуживания или коллективного знака, для этого нужно:
Шаг 1. Подготовка
Придумайте и проработайте знак. Он должен быть уникальным, не вводить в заблуждение и не повторять уже зарегистрированные знаки.
Проверьте на уникальность. Крайне желательно перед подачей заявки провести предварительный поиск по базам Роспатента, чтобы убедиться в отсутствии похожих знаков.
Определите классы МКТУ. Вам нужно точно указать, для каких именно товаров и услуг вы регистрируете знак. Для этого существует Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). Например, для кофейни нужен один класс, для продажи футболок — другой.
Шаг 2. Подача заявки через «Госуслуги»
Войдите в свой подтвержденный аккаунт «Госуслуг», перейдите к услуге и заполните заявление.
Для подачи заявки через «Госуслуги» нужны электронные копии документов. Список зависит от заявителя:
- Для ИП требуется свидетельство о регистрации ИП, ИНН, паспорт.
- Для ООО требуется устав компании, выписка из ЕГРЮЛ, ИНН организации.
- Для физического лица будет достаточно паспортных данных.
В анкете укажите:
- Данные заявителя.
- Адрес регистрации (компании, ИП или физлица).
- Описание товарного знака (если словесный — укажите точное написание, если графический — прикрепите изображение в формате .jpeg или .png).
- Выбор классов МКТУ.
Если сомневаетесь, лучше выбрать больше классов. Доплата за каждый меньше, чем повторная регистрация.
Шаг 3. Оплата госпошлин и получение результата
Размер пошлины зависит от количества выбранных классов МКТУ и категории заявки:
- 4000 рублей — госпошлина за подачу заявления (+ 1000 рублей за каждый класс МКТУ);
- 13 000 рублей — экспертиза по одному классу МКТУ (+ 2500 рублей);
- 18 000 рублей — регистрация торгового знака в госреестре (+ 2000 рублей);
- 3000 рублей — за выдачу бумажного документа (необязательно).
После оплаты вы получите входящий номер заявки. Это значит, что документы приняли в Роспатенте.
Запись о государственной регистрации товарного знака будет внесена в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.
Сведения о государственной регистрации товарного знака будут опубликованы в официальном бюллетене Роспатента «Товарные знаки, знаки обслуживания, географические указания и наименования мест происхождения товаров».
Ссылка на свидетельство на товарный знак придет в личный кабинет «Госуслуг».
Авторизуйтесь, чтобы обсуждать материалы и делиться мнением
Еще по теме:
Сравните тарифы ведущих банков и выберите выгодное решение












