Пятый банк за десять дней

Дата публикации: 19.12.2005 10:50
2 653
Время прочтения: 5 минут

В минувшую пятницу сотрудники следственного комитета при МВД РФ провели очередную выемку документов: на этот раз в АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» (Новый Арбат, 29). Мероприятия проводились в рамках масштабного расследования в отношении финансовых структур, занимавшихся «отмыванием денежных средств, приобретенных незаконным путем». В самом «Еврофинанс Моснарбанке» по этому поводу заявили, что у них «произведена выемка документов, имеющих отношение к одному из небольших российских банков, до июля этого года числившемуся среди банков — корреспондентов АКБ». При этом, о каком именно банке идет речь, уточнять не стали. Из источников, близких к следствию, известно, что мероприятия проводились в отношении московского банка «Эмал».

Лицензию у этой финансовой структуры Центробанк отозвал 25 августа 2005 года в связи с нарушениями закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Также «Эмал» несвоевременно представлял в ЦБ отчетность, которая к тому же зачастую содержала недостоверные сведения. В банк была назначена временная администрация, а полномочия исполнительных органов «Эмала» приостановлены.

11 октября Арбитражный суд Москвы признал банк «Эмал» банкротом. Таким образом, эта финансовая структура стала одной из десяти, фигурирующих в переданных следственным органам материалах ревизии, проведенной ЦБ РФ весной этого года. Тогда было установлено, что в 2004—2005 годах некоторые банки обналичивали миллиарды рублей через фирмы-однодневки и подставных лиц. Центробанк отозвал несколько лицензий у проштрафившихся банков, а СК МВД возбудил уголовное дело и начал изымать финансовую документацию. Первым 20 мая этого года лишился лицензии Банк проектного кредитования. Около двух месяцев назад в отношении его руководства было возбуждено уголовное дело. Следующим оказался «Эмал». По некоторым данным, только в 2005 году через него было обналичено 13 млрд. рублей.

Отметим, что за неделю с небольшим правоохранительные органы провели обыски и выемки документов уже в пяти банках. Первыми 7 декабря были офисы МДМ-Банка на Котельнической набережной и банк «Нефтяной» на Земляном Валу. Как уже рассказывала «Газета», в МДМ-Банке изъяли документы, касающиеся все того же «Эмала».

В «Нефтяной», по словам его представителей, следователи также приходили, чтобы «посмотреть документы по клиенту». Правда, позже Генпрокуратура распространила информацию, из которой следует, что у нее есть серьезные претензии и к самому «Нефтяному».

12 декабря следователи и оперативники работали в офисах Межотраслевого промышленного банка на Малой Красносельской улице и Маркетингбанка на 2-й Фрунзенской улице. Как утверждали представители правоохранительных органов, следственные мероприятия проводились в рамках уголовного дела о контрабандных поставках в Россию товаров народного потребления.

Олег РУБНИКОВИЧ

РЕПЛИКИ ПО ПОВОДУ

Ведомости, «Следователи обходят московские банки»:

«О выемках в «Еврофинанс-Моснарбанке» стало известно от его обеспокоенных клиентов и банков -контрагентов, которые у журналистов пытались узнать, зачем в банк пришли силовики. В пятницу днем телефоны в банке не отвечали. Позже вице-президент Андрей Галиев пояснил, что шла выемка документов по небольшому банку, до середины июля бывшему корреспондентом «Еврофинанс-Моснарбанка». К вечеру стало ясно, что эта операция силовиков, как и недавние обыски в МДМ, связаны с банком «Эмал», у которого Центробанк в конце августа отозвал лицензию. Сотрудники Следственного комитета при МВД по делу банка «Эмал» 7 декабря обыскали МДМ-банк, 14-го провели выемки в банке «Абсолют», а 16-го — в «Еврофинанс-Моснарбанке», подтвердил источник «Ведомостей», близкий к следствию. В постановлении суда на обыск в МДМ (копия есть в редакции) сказано, что комитет расследует уголовное дело по ст. 172 п. «б» ч. 2 УК (незаконная банковская деятельность, сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается лишением свободы до семи лет), а запрашивались по нему документы по «Эмалу».

Галиев не подтвердил и не опроверг, что визит следователей связан с «Эмалом», в «Абсолюте» и пресс-службе СК МВД отказались от комментариев. Ранее глава департамента экономической безопасности МВД Сергей Мещеряков на пресс-конференции рассказывал о расследованиях в отношении банков и крупных фирм, связанных с легализацией «очень крупных» преступных доходов, незаконным оборотом денег через структуры, зарегистрированные по утраченным паспортам. Он приводил в качестве примера банк, члены совета директоров которого, уроженцы Палестины и Сирии, провели 230 финансовых операций и незаконно получили более 14 млрд руб. «Эмал» лишился лицензии за нарушение закона о противодействии легализации преступных доходов, а в его совет директоров входили Аль-Шаер Рами М., Дарвиш Фираз Файз и Джамиль Амин Фуад. На 1 июля этот банк с активами 30 млн руб. не входил даже в первую тысячу (1180-е место, по данным «Интерфакс-ЦЭА»), но за семь месяцев 2005 г. через его кассу, по данным www.banks-rate.ru, было снято более 12,6 млрд руб. А оборот по корсчетам «Эмала» в других банках (в сумме по дебету и кредиту) в январе — июле 2005 г. превысил 47,5 млрд руб., включая 220 млн руб. в «Еврофинанс-Моснарбанке». Максимальные обороты в 2005 г. прошли у него по корсчету в небольшом банке «Иберус» (почти 35 млрд руб.), а также Первом клиентском банке (8,8 млрд руб.) и Комунибанке (2,5 млрд руб.). Получить их комментарии не удалось».

Независимая газета, «Еврофинанс» не похож на одного из десяти негритят»:

«Как сказал «Независимой газете» источник, пожелавший остаться неназванным, «не очень понятно вообще, зачем так афишируются обыски в прогосударственном банке. Понимаю, если власти сознательно хотят подорвать конкурентоспособность каких-то банков и по ним «бомбят» отдельно. Вероятнее всего, это произошло из-за бестолковости людей в правоохранительных структурах, которым поручены проверки. Они просто по-другому, видимо, не умеют работать. Вся их «эффективность» уходит в шум, показуху. Подобный «стиль» работы силовых органов приводит к увеличению наличного обращения, ведь они фактически пугают этим обычных людей, уносящих из банков в итоге свои деньги».

Эксперты с сомнением воспринимают версию, связанную с контрагентом. Как сказал президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов, «трудно представить, чтобы «Еврофинанс» имел в качестве контрагента банк с сомнительной репутацией. У них крайне консервативная политика в отношении выбора партнеров, тем более когда речь идет о корреспондентских счетах. Действительно, банки, у которых нет других ниш бизнеса, пытаются компенсировать свою доходность за счет порой довольно сомнительных операций. А такому банку, как «Еврофинанс», легко быть консервативным — у него достаточно серьезная клиентура, мощный бизнес, который позволяет поддерживать необходимую норму прибыли, не прибегая к такого рода услугам структур с плохой репутацией».

Показательным можно считать тот факт, что в октябре уходящего года из состава акционеров «Еврофинанс» пытался выйти Внешторгбанк. Как заявил тогда председатель правления Внешторгбанка Андрей Костин, желание избавиться от актива связано с тем, что «Еврофинанс» является инвестиционным, несетевым банком и у ВТБ нет желания забрать контроль над ним».

 

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты