Количество кредитных историй в России превысило 7 млн. штук — столько титульных частей накопилось в центральном каталоге кредитных историй Банка России, сообщил в пятницу департамент внешних и общественных связей ЦБ. Таким образом, менее чем за два месяца количество собранных в каталоге титульных частей увеличилось на два миллиона.
Как говорится в сообщении Центробанка, крупнейшими бюро по количеству накопленных кредитных историй являются «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз», Национальное бюро кредитных историй и «Инфокредит». Хотя в России создано около 50 кредитных бюро, на тройку лидеров в общем объеме накопленных кредитных историй приходится более 90%. Доля кредитных историй физических лиц составляет 99,4% от общего количества титульных частей.
В Национальном бюро кредитных историй, созданном в марте 2005 года под эгидой Ассоциации российских банков, на конец июня было более 2 млн записей, при том что с НБКИ сотрудничает около 600 банков. Как сообщает НБКИ, база данных бюро увеличивается в среднем на 600 тыс. историй в месяц. Таким образом, сейчас в НБКИ уже должно быть собрано более 2,5 млн кредитных историй.
Два других лидирующих кредитных бюро созданы крупными банками для собственного удобства. Как известно, закон «О кредитных историях» предписывает банкам с 1 марта в обязательном порядке передавать информацию о своих заемщиках хотя бы в одно кредитное бюро. Поэтому некоторые крупные кредитные организации посчитали целесообразным создать свои собственные бюро «для внутреннего пользования».
В частности, «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз» создано банком «Хоум Кредит энд Финанс», который является одним из лидеров в секторе потребительского кредитования, и его горький опыт на этом фронте трудно переоценить. Как известно, убыток банка за первое полугодие 2005 года по российским стандартам отчетности составил 20 млн долл. «Хоум Кредит» стал единственным российским банком, раскрывшим информацию о своих огромных убытках, а выйти из отрицательного баланса в тот момент ему помогла иностранная материнская структура. На начало июля объем базы данных компании, содержащей кредитные истории заемщиков, превысил 2,6 млн записей. Партнерами «Глобал Пейментс» являются около 50 финансовых организаций и операторов мобильной связи. «Наше бюро изначально считало приоритетной работу с активными розничными банками, — сообщил гендиректор бюро Олег Лагуткин. — Поэтому и основную цель мы видели в накоплении самой большой базы данных».
Учредителем и основным владельцем БКИ «Инфокредит» является Сбербанк (кроме того, акционерами бюро стали НРБ и Межрегиональный инвестиционный банк). Как известно, Сбербанк занимает более 50% рынка кредитования физических лиц. По данным банка, к 1 июня у него было собрано около 2 млн записей в «Инфокредите».
Оптимисты надеются, что в ближайшем будущем развитие кредитных бюро позволит кредиторам избежать нежелательных рисков и сэкономить значительные средства, заглянув в кредитную историю потенциального заемщика. А «положительные» заемщики, чья история будет внушать доверие, смогут брать кредит на любые цели в короткие сроки и по льготной процентной ставке, в которую уже не будут закладываться риски, связанные с неплательщиками.
Однако одной из главных проблем кредитных историй по-прежнему остается их недостаточное количество. По закону заемщик, пришедший в банк за кредитом, может не давать согласия на извещение кредитного бюро о текущем договоре. Кроме того, он может не дать разрешения запрашивать в Центробанке информацию о нем. Еще один существенный недостаток кредитных историй на данном этапе состоит в том, что они слишком короткие и пока на их основании принимать какие-то решения будет очень сложно.
Николай КОЧЕЛЯГИН
РЕПЛИКИ:
«Коммерсант», «Пьедестал почета»:
«Несмотря на то что в сообщении не указано количество историй для отдельных бюро, участники рынка полагают, что расклад сил, представленный в документе ЦБ, соответствует реальному. Как сообщили «Коммерсанту» в самих бюро, в распоряжении ГПКЗ находится около 2,75 млн. кредитных историй, у НБКИ — 2,25 млн кредитных историй, а замыкает тройку «Инфокредит» с более чем миллионом историй. Таким образом, список ЦБ фактически представляет собой рэнкинг крупнейших участников рынка.
Интересно, что в тройку не вошло ранее считавшееся одним из лидеров кредитное бюро «Экспириан-Интерфакс» (порядка 700 тыс. историй). Это отставание генеральный директор бюро Николай Димченко объяснил тем, что им не досталось от акционеров (среди которых нет банков) «нерыночного конкурентного преимущества». «Наша система технологически более сложная, и для формального выполнения требований закона банкам проще было подключиться к другим бюро»,— объясняет господин Димченко. Тем не менее со временем, по словам участников рынка, ситуация может измениться. Как отметил генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин, «пока не все банки, подключившиеся к бюро, успели передать информацию, расклад нельзя считать окончательным».
Тем не менее участники рынка полагают, что существенно изменить расклад сил сможет лишь объединение крупных игроков. Тем более что банки, хоть и отнеслись к «рейтингу» ЦБ с интересом, не спешат менять кредитное бюро. «Переток клиентов возможен в случае существенного разброса показателей качества работы разных бюро,— полагает зампред правления «Абсолют банка» Олег Скворцов.— А сведения о количестве кредитных историй в бюро — информация прежде всего для размышления».
«Бизнес», «Рынок кредитных историй сообразили на троих»:
«У нас в бюро уже 3 млн. историй»,— говорит гендиректор Global Payments Олег Лагуткин. Еще при создании бюро его учредители объявляли, что оно не будет «карманным», а станет частью бизнеса группы. «Наша технология «сервер-сервер» позволяет гарантировать высокую скорость обмена данными с банком, что важно при экспресскредитовании»,— говорит Лагуткин о преимуществах Global Payments. Таким образом, бюро собрало примерно 43% историй, поступивших в центральный каталог.
«В НБКИ сейчас хранится 2,250 млн историй»,— говорит его гендиректор Александр Викулин. Это составило примерно 32% всех историй. В результате на «Инфокредит» приходится примерно 1,050 млн историй, что составляет 15% от общего числа в центральном каталоге.
Не попали в лидеры кредитное бюро банка «Русский стандарт», одного из крупнейших игроков потребительского кредитования, и бюро «Экспириан-Интерфакс». «Мы — единственное кредитное бюро, которое создано без участия банков в капитале, поэтому нам не достались кредитные истории учредителей, как это было с тремя лидерами»,— говорит член совета директоров «Экспириан-Интерфакс» Владимир Герасимов. По его словам, сейчас в бюро около 700 тыс. историй, партнерами бюро стали 170 банков.
«Мы всегда заявляли, что делаем упор на качество обслуживания, а процесс накопления историй продолжается»,— говорит Герасимов. По его словам, истории, собранные «Экспириан-Интерфакс», составляют оставшиеся 10% от собранных в каталоге Центробанка 7 млн. Таким образом, доля бюро «Русского стандарта», как и других бюро, оказалась почти незаметной. Участники рынка говорят, что хотя «Русский стандарт» много кредитует, его бюро практически не присутствует на рынке и не сотрудничает с банками.
Многое зависит от клиентов банка, говорит представитель кредитного бюро, попросивший об анонимности. «Не все клиенты «Русского стандарта» знают о том, что такое кредитная история и кредитное бюро. Поэтому если банк не настаивает, заемщик о передаче информации даже не задумывается»,— говорит он».