Компании «Диасофт» и IBM подписали соглашение о глобальном сотрудничестве Global Alliance Attachment для совместного продвижения банковских решений. Документ может считаться не только эксклюзивным (в силу того, что у IBM нет аналогичных соглашений не только с российскими, но и с зарубежными IT-поставщиками), но и юбилейным. Дело в том, что в этом году компании IBM и «Диасофт» отмечают круглые даты. Первой исполняется 100 лет. «Диасофту» — 20.
В качестве глобального партнера IBM «Диасофт» будет продвигать модули и комплексные банковские продукты линейки FLEXTERA, разработанные в соответствии с принципами сервисно ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA).
Поддерживаемая корпорацией IBM идеология SOA подразумевает, что к программным модулям, автоматизирующим тот или иной бизнес-процесс, относятся так, словно это не программы, а сервисные организации, с которыми заключено соглашение о качестве обслуживания (Service Level Agrement, SLA). Такой подход, по идее, позволяет проще оценивать качество работы программного решения и его пользу для бизнеса.
При этом для перехода на сервисно ориентированную архитектуру недостаточно простого приобретения SOA-продуктов. Компании необходимо серьезно перестраивать внутренние бизнес-процессы, главным образом работу IT-департамента.
В IBM уверены, что соответствующие изменения в финансовой отрасли уже идут. И сервисно ориентированная архитектура станет, если уже не стала, основой для стратегии развития IT-инфраструктуры всех крупных банков.
Сбербанк уже идет по пути построения у себя SOA-ландшафта. Но в российской банковской сфере с безальтернативной перспективностью сервисно ориентированной архитектуры согласны не все. Заместитель директора департамента информационных технологий Абсолют Банка Андрей Лукьянов признался, что в банке на протяжении нескольких лет внимательно следят за SOA-разработками и даже привлекали экспертов IBM для консультаций, но договоренности о переводе IT-решений банка на сервисно ориентированную архитектуру (даже несмотря на рекомендации специалистов IBM) пока нет.
В такой ситуации нет ничего удивительного. Чтобы принять решение о радикальной смене IT-ландшафта банку необходимо иметь серьезнейшие на то основания. Перевести на SOA автоматизированную банковскую систему значит обречь кредитное учреждение на масштабный длительный и дорогостоящий проект. По его завершении в прошлом останутся и привычные интерфейсы, и многие внутренние бизнес-процессы. Теоретически можно попытаться «отпиливать» и менять отдельные куски банковской системы. Но процесс разделения кода системы подчас сложнее и рискованнее полной замены. Дело в том, что большинство систем, которые используют кредитные учреждения для автоматизации ключевых бизнес-процессов, монолитны. То есть не имеют возможности безболезненной замены функциональных блоков.
Председатель совета директоров «Диасофта» Александр Глазков рассказал Банки.ру, что компания потратила миллионы долларов и годы на то, чтобы разделить на 24 блока свою «старую» АБС, разработанную еще до выпуска линейки программных продуктов FLEXTERA. Цель разделения — на порядок уменьшить количество «багов», то есть в разы увеличить удовлетворенность клиентов, перешедших на новую версию. Но это — не стратегическая цель. Самое главное, что систему из 24 блоков значительно проще, чем монолитную, переводить в дальнейшем на сервисно ориентированную архитектуру, а именно на нее делают ставку «Диасофт» и его стратегический партнер в лице IBM.
Банковские продукты линейки FLEXTERA, несмотря на то что разрабатывались «Диасофтом» в сотрудничестве с IBM, не имеют жесткой привязки к собственной айбиэмовской системе управления базами данных (СУБД) под названием DB2. Продукты FLEXTERA, как и прежние решения «Диасофта», мультиплатформенны и готовы работать с любыми СУБД — от наиболее распространенной в крупных кредитных учреждениях СУБД Oracle до Sybase. Но Александр Глазков не исключает того, что через пять лет IBM с системой DB2 заметно потеснит конкурентов, от которых заказчики уже «устали».
Юрий Ковалев, президент компании PerfomanceLab, которая специализируется на нагрузочном и функциональном тестировании IT-решений, сильно сомневается в том, что в обозримом будущем кому-то удастся вытеснить Oracle и ее СУБД из крупного корпоративного сегмента. При этом Ковалев признает, что одним из возможных преимуществ айбиэмовской системы DB2 может считаться заточенность под огромные (по объему) базы данных. По мнению некоторых экспертов, в том числе российских, в работе с гигантскими объемами данных у DB2 нет равных. Но если говорить не про терабайты данных, а про количество трансакций, то у Oracle, по мнению Юрия Ковалева, на сегодня более высокое реноме.
Отдельным преимуществом решений от IBM для банковской отрасли может стать цена. Компания «Диасофт» получила от стратегического партнера право предоставлять своим заказчикам крупные скидки. Они могут дать поставщику IT-решений преференции в тендерах. Правда, по словам Глазкова, цена проекта по закупке оборудования или внедрению IT-системы для заказчиков из финансовой сферы уже давно не является камнем преткновения. Банк с легкостью согласится потратить вместо одного миллиона долларов два при условии, что эффект от покупки IT-системы будет соответствовать ожиданиям кредитной организации.
«Диасофт» рассчитывает с помощью IBM получить известность за пределами России. Александр Глазков рассказал, что уже наблюдается рост активности к российской фирме со стороны зарубежных банков. С целью выхода на мировой рынок российский разработчик открыл два офиса — в Китае и Великобритании. КНР представляет интерес сам по себе — как один из крупнейших рынков. Британский офис, по словам Глазкова, будет работать в основном с заказчиками из Африки и Азии. Через пять лет «Диасофт» рассчитывает треть доходов получать от реализации зарубежных проектов.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru