Renault-Nissan и Unicredit создадут автокредитный банк

Дата публикации: 10.08.2012 09:59
1 941
Время прочтения: 4 минуты
Автоальянс Renault-Nissan и банковская группа Unicredit близки к подписанию акционерного соглашения о создании совместного автокредитного банка. По сведениям «Ъ», начало его операционной деятельности запланировано на 2013 год. Совместное предприятие (СП) будет создано на основе «внучки» Unicredit Group и «дочки» Юникредит-банка — небольшого омского банка «Сибирь».

О том, что совместный банк итальянской группы Unicredit и франко-японского автоальянса Renault-Nissan будет создан на основе лицензии банка «Сибирь» (город Омск), «Ъ» рассказал источник, близкий к банку. Этот банк был создан в 1989 году, в 2005 году перешел под контроль казахского АТФ-банка, а затем после покупки последнего группой Unicredit стал 100-процентной «дочкой» российского Юникредит-банка. Информацию о планах создания СП на базе «Сибири» «Ъ» подтвердили и два источника в Юникредит-банке. «Сейчас из бывшего универсального банка «Сибирь» делают кэптивный банк автоконцерна»,— отметил один из них.

О намерении Renault-Nissan создать в России совместный автокредитный банк с Unicredit Group «Ъ» сообщал 21 мая. Тогда источники «Ъ» рассказывали, что партнерами в СП станут банковская структура Renault-Nissan — Renault Credit International (RCI) — и одна из структур Unicredit Group с долями 60% и 40% соответственно. Название второй стороны СП не раскрывалось. В RCI «Ъ» пояснили, что стороны находятся на стадии подписания акционерного соглашения. «Окончательное соглашение будет оформлено к концу года, а операционная деятельность банка начнется в первом полугодии 2013 года»,— пояснила директор по маркетингу и внешним коммуникациям RCI Софи Гийо, отказавшись раскрывать детали. В Юникредит-банке, группе Unicredit и Renault-Nissan от комментариев воздержались, сославшись на соглашение о конфиденциальности.

Инициатором создания кэптивного банка автоконцерна в России выступил Renault-Nissan, который был заинтересован в консолидации финансовых потоков, рассказывают источники «Ъ». В Юникредит-банке сотрудничать согласились. «С одной стороны, расчеты Юникредит-банка показали, что делиться прибылью от автокредитования с партнером в рамках СП банку будет не слишком выгодно, с другой — в случае отказа от участия в совместном проекте банк рисковал потерять значительное число клиентов,— говорит один из собеседников «Ъ».— Ведь в России Юникредит-банк является основным партнером Renault-Nissan при продаже автомобилей в кредит».

Несмотря на то что окончательные документы по СП пока не подписаны, перепрофилирование «Сибири» (такое решение, по сведениям «Ъ», было принято в ноябре прошлого года) уже в разгаре. «С того момента, как банк принял решение перепрофилировать бизнес, его активы сократились более чем в два раза (до 923 млн руб.— «Ъ»). На текущий момент банк находится в состоянии «медикаментозного сна» — превалирующую долю фондирования составляют депозиты банков, которые размещаются на рынке межбанковского кредитования»,— говорит аналитик «БКС-Экспресс» Богдан Зыков. За данный период до нуля снизились средства предприятий и организаций, кредиты физическим лицам, кредиты предприятиям и организациям, уточняет аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. «Единственное, что пока осталось в небольшом объеме,— это вклады физлиц, но и они сократились на 99%, до 1,710 млн руб.»,— добавляет она. При этом на 1 июля у «Сибири» образовалась отрицательная нераспределенная прибыль в размере 385 млн руб., продолжает господин Зыков. Впрочем, и это обстоятельство в Юникредит-банке объяснили текущим перепрофилированием бизнеса.

Создание СП Renault-Nissan и Unicredit на базе «Сибири» станет первым случаем на банковском рынке, когда банк и автопроизводитель сотрудничают именно в таком формате, указывает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. «Это удобно с точки зрения взаимоотношений партнеров, в частности раздела прибыли и принятия решений, все будет прописано в уставе»,— отмечает он. При этом не исключено, что выбор именно такой формы сотрудничества обоснован тем, что в дальнейшем у Renault-Nissan будет опцион на покупку оставшейся доли, считают собеседники «Ъ». «Скорее всего, совместный банк в итоге достанется RCI, а пока Юникредит-банк окажет технологическую поддержку и будет получать свои комиссионные доходы»,— предполагает исполнительный директор «Рольф Финанс» Виталий Павловский.

Банковский бизнес автоконцернов в России
В настоящее время в России зарегистрировано шесть дочерних банков автоконцернов: Тойота-банк (Toyota), Мерседес-Бенц Банк Рус (Daimler), БМВ-банк (BMW), «ПСА финанс Рус» (Peugeot Citroen), Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей (Mitsubishi), Фольксваген Банк Рус (Volkswagen). По размеру активов на 1 июля 2012 года, по данным рейтинга «Интерфакса», лидирует Тойота-банк (33,5 млрд руб.), за ним следуют Мерседес-Бенц Банк Рус (15,3 млрд руб.), БМВ-банк (19,8 млрд руб.), «ПСА финанс Рус» (13,3 млрд руб.), Фольксваген Банк Рус (8,6 млрд руб.). Активы у Банка оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей на 1 июля отсутствовали. Все шесть банков обладают лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).


Ольга ШЕСТОПАЛ, Елизавета КУЗНЕЦОВА
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты