Бедные банкиры

Дата публикации: 05.06.2013 08:00
17 622
Время прочтения: 8 минут

Специально для Банки.ру портал SuperJob.ru подготовил данные по зарплатным предложениям для банковских специалистов в российских городах-миллионниках. Оказалось, что профессия банкира — отнюдь не самая прибыльная, вопреки расхожему мнению. Более того, если в столицах специалист даже на низшей позиции будет получать в среднем от 30 тыс. рублей, то в регионах размер вознаграждения может составлять вдвое меньше.

Многие уверены, что профессия банкира автоматически ставит человека на одну ступень с миллионером. Однако, согласно исследованию SuperJob.ru, зарплаты рядовых сотрудников банков ненамного отличаются от зарплат в других сферах.

Так, средняя зарплата столичного начальника отдела кадров в банковском секторе составляет 54 тыс. рублей в месяц, а в сфере телекоммуникаций и производства — 55 тыс. При этом HR-менеджер получает в зависимости от сферы применения своих навыков в среднем 46 тыс. рублей.

Средняя зарплата бухгалтера как в банке, так и в IT-компании или в компании производственного сектора равняется 44 тыс. рублей, а системного администратора — 72 тыс.

Специалисты SuperJob.ru обращают внимание на то, что прирост заработных плат год к году (июнь-2012 — июнь-2013) составил 6,9%. При этом в банковской сфере зарплатные предложения выросли всего на 4%, зато предложения в сфере строительства — на 9,4%, в сфере информационных технологий — на 9,3%, в сфере маркетинга и рекламы — на 6,3%, а в сфере подбора персонала — на 5,7%.

«У нас в банке в 2012 году прирост заработной платы на одного работника в среднем составил 12—14%, — говорит председатель совета директоров Банка Расчетов и Сбережений Александр Островский. — Однако благодаря взвешенной кадровой политике у 40% сотрудников заработная плата осталась прежней, а повышение коснулось стратегически значимых подразделений: кредитование, продажи, риски, казначейство, валютный контроль, финансовый мониторинг. На рынке труда за высококвалифицированных специалистов идет конкурентная борьба. Что касается заработных плат топ-менеджмента, после проведения QPI планируется привязать бонусную часть к результатам деятельности сотрудника. Банк постепенно переходит на систему материальной мотивации в соответствии с требованиями стандартов «Базель II».

«Мы постоянно следим за изменениями, происходящими на рынке труда как в Москве, так и в других регионах, и планируем любые повышения, исходя из общих тенденций, а также эффективности работы каждого отдельного специалиста, — делится опытом старший вице-президент, директор департамента по работе с персоналом банка «Ренессанс Кредит» Елена Логинова. — В 2012 году уровень оплаты труда сотрудников региональной сети после повышений в 2011-м соответствовал рынку, поэтому массово оклады специалистов не менялись. Что касается сотрудников головного офиса, в 2012-м их оклады в среднем были повышены на 13%, что полностью соответствовало рыночным тенденциям в финансово-банковской сфере. В 2013 году в «Ренессанс Кредите» было произведено массовое повышение окладов. Так, зарплаты сотрудников региональной сети в среднем увеличились на 26%, головного офиса — на 17%».

Неизменные лидеры

По данным исследования SuperJob.ru, самый высокий уровень зарплат предсказуемо отмечается у банковских специалистов из двух столиц, «серебро» и «бронзу» среди городов-миллионников забирают Екатеринбург и Новосибирск, а вот наименьший уровень оплаты труда отмечается у специалистов из Волгограда.

Межрегиональный «разброс» зарплат может достигать 35 тыс. рублей. Например, столичный финансовый аналитик в банке получает в среднем 65 тыс. рублей в месяц, такой же финансовый аналитик в Волгограде получит лишь 30 тыс.

Самым низким уровнем зарплаты могут «похвастаться» работники банков, только начинающие свой путь на финансовом поприще. Специалист по пластиковым картам или кассир-операционист может рассчитывать на ежемесячную оплату труда в размере 26—33 тыс. рублей в Москве или Санкт-Петербурге, но не более 20—22 тыс. — в регионах.

«В России имеет место сильный разброс зарплат в зависимости от региона, — комментирует руководитель отдела аналитики рекрутингового портала SuperJob.ru Валерия Чернецова. — За редким исключением, самые высокие зарплаты предлагает Москва. Уровень дохода в столице может в два раза и более превышать уровень дохода на той же позиции в регионах. Таким образом, зарплаты банковских специалистов в данном случае просто отражают общую для всего рынка труда ситуацию».

По мнению Александра Островского, существенная разница в вознаграждении специалистов из столицы и региональных работников связана с перераспределением концентрации бизнеса в стране. «Больше половины крупных и средних клиентов сосредоточены в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург. В других городах клиенты уже давно посчитаны, — поясняет он. — Это приводит к тому, что планы на привлечение обслуживания в регионах намного ниже, что и обусловлено пропорциональной оплатой труда».

Директор департамента по работе с персоналом ЮниКредит Банка Андрей Шибанов признает, что уровень зарплат разнится в зависимости от региона. «Если ты хочешь привлекать хороших специалистов, ты должен платить им не меньше, чем аналогичные компании. И, к сожалению, зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге действительно в среднем выше, хотя есть и исключения, — рассказывает эксперт. — Все зависит от уровня кандидата, востребованности специалистов этой сферы, занимаемой должности и так далее».

Тем не менее некоторые кредитные организации при расчете уровня заработной платы применяют типологию регионов, для составления которой используются показатели их социально-экономического развития, такие как индекс стоимости жизни, средняя стоимость квадратного метра жилья и уровень оплаты труда по позициям банковского сектора. В рамках данной типологии каждому городу присвоен определенный рейтинг. В зависимости от него определяется типовой уровень заработной платы для определенной позиции в каждом конкретном городе.

Такую типологию при расчете зарплаты применяют, например, в «Ренессанс Кредите». «По перечисленным выше показателям Москва и Подмосковье, безусловно, опережают все остальные регионы. Далее следует Санкт-Петербург, — приводит данные Елена Логинова. — При этом стоит отметить, что на основании данной типологии в нашем банке уровень оплаты труда, сопоставимый с Москвой и Санкт-Петербургом, установлен для таких городов, как, например, Сочи, Якутск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, а также для городов ХМАО и ЯНАО — Ханты-Мансийск, Сургут, Нефтеюганск, Новый Уренгой, Ноябрьск».

Однако не все банки ориентируются по зарплатным предложениям на регионы. Директор департамента персонала Мособлбанка Григорий Смагин указывает, что уровень заработной платы сотрудника зависит не от региона, где он работает, а от должности и функциональных обязанностей. Таким образом, у специалистов с одинаковым функционалом, находящихся в одной должности, один и тот же уровень оплаты труда, кроме регионов, где законодательно закреплены повышающие коэффициенты.

Конечно, приведенная статистика в меньшей степени касается топ-менеджеров кредитных организаций. Так, судя по отчетности Сбербанка, сумма выплат членам его правления за 2012 год (без учета выплат за время нахождения в служебных командировках) составила 1,97 млрд рублей. Нетрудно посчитать, что каждый из 14 членов правления получил в прошлом году в среднем 140 млн рублей.

Размер вознаграждения членам правления ВТБ при этом составил 1,32 млрд рублей. То есть каждый из 11 членов правления «разжился» в среднем 120 млн рублей.

Ищи, кому выгодно

Валерия Чернецова из SuperJob.ru отмечает, что за последний год выросло число банковских вакансий в сегментах «Ипотека» (+108%), «Документарные операции» (+93%) и «Вклады» (+85%). В то же время уменьшилось число вакансий в сегментах «Управление активами» (-92%), «Ценные бумаги» (-91%) и «Валютные операции» (-46%).

Опрошенные банкиры сходятся во мнении, что наиболее востребованными специалистами сейчас являются «продажники» и «айтишники».

По оценке Григория Смагина из Мособлбанка, текущие тренды банковского рынка труда направлены на попытку перевода бизнеса из просто зарабатывающего в обучающий пользованию продуктами финансового рынка. Таким образом, подход равнораспределенного ресурса более жизнеспособен, нежели узкопрофилированный банковский бизнес.

«Для нашего банка всегда было и будет актуально набирать сотрудников в направление продаж, причем активных продаж, — заявляет директор департамента подбора и развития персонала банка «Хоум Кредит» Кирилл Попов. — По мере расширения банковской сети есть потребность в кассирах, операционистах. Большая активность сейчас происходит на кадровом IT-рынке, это не обязательно обусловлено желанием банка развиваться в дистанционных каналах продаж. Банки постоянно совершенствуют свои IT-технологии, поэтому опытные проектные менеджеры, разработчики, системные аналитики, специалисты по IT-инфраструктуре будут требоваться всегда. Сейчас также большой спрос на аналитиков, работающих с данными и отчетностью».

«В последние несколько лет в Нордеа Банке больше внимания уделяется не только привлечению новых клиентов, но и качественному обслуживанию и удержанию клиентов, уже пользующихся нашими услугами. Для повышения уровня сервиса мы набираем персональных менеджеров, универсальных специалистов-консультантов, а также экспертов, сопровождающих клиентов на различных этапах многоступенчатых сделок, таких, например, как ипотека, — рассказывает директор по персоналу Нордеа Банка Ольга Алтунина. — В целом на рынке труда отмечается повышение интереса к специалистам по операционным рискам, комплаенс и информационной безопасности. Такие сотрудники всегда были в крупных банках, но сейчас создаются подобные подразделения и в средних, и в небольших банках».

Александр Островский из Банка Расчетов и Сбережений полагает, что в условиях вступления России в ВТО как никогда остро встает вопрос необходимости в банках высококвалифицированных сотрудников на всех должностях. «Вступление России в ВТО, соблюдение международных стандартов требует слияния профессий и высокой специализации, — считает банкир. — Практически любому операционисту сегодня требуется знать большое количество банковских продуктов, владеть несколькими программами одновременно, уметь быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям, быть стрессоустойчивым и самостоятельным. Даже профессии оперкассового звена требуют высокой компетенции, высокой квалификации и постоянного саморазвития. Ориентация работников, расширение своего функционала, оптимизация бизнес-процессов поощряется и приветствуется. Процесс дифференциации профессий в банках закончился. Сегодня мы наблюдаем другой процесс — слияние специализаций. Так, клиентские менеджеры должны уметь работать с разной категорией клиентов, вплоть до VIP-клиентов, говорящих на разных языках».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме