Знатоки кредитных историй

Дата публикации: 22.04.2014 00:00 Обновлено: 28.07.2014 14:21
16 875
7 Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Микрофинансовая организация MoneyMan объявила о серьезном улучшении качества кредитного портфеля за счет технологии верификации личности — IDV. Портал Банки.ру разбирался, как работает эта технология и каких результатов позволяет добиться.

Важнейшей задачей в предотвращении кредитного фрода является идентификация заявителя. Заявка может быть составлена безупречно, но персональные данные могут быть украдены, а документы — подделаны. И если все общение кредитной организации с клиентом проходит только онлайн (так, например, работает MoneyMan и Вдолг.ру), вывести мошенника на чистую воду не так-то просто.

Фальсификацию личности разделяют на три типа: кража личности, которая заключается в использовании чужих данных, фабрикация личности (использование выдуманных данных) и персонификация умерших — использование данных умерших людей. Во всех случаях цель одна: получить кредит и избежать ответственности за его невыплату.

Чтобы избежать мошенничества посредством фальсификации личности, используются два процесса, применяемых последовательно: валидация и верификация. Валидация направлена на выяснение, существует ли в реальности личность, за которую выдает себя потенциальный заемщик. То есть не было ли фабрикации личности. В процессе верификации кредитная организация должна установить, не произошла ли кража личности — является ли заявитель именно тем, за кого себя выдает.

Технология IDV (англ. identification verification, проверка идентичности), предоставляемая Объединенным кредитным бюро (ОКБ), позволяет удостовериться в идентичности личности заявителя путем проверки знания потенциальным заемщиком кредитной истории. Расчет на то, что угадать сведения о ранее взятых кредитах практически невозможно. Равно как и чужую кредитную историю мошенник досконально знать не может. В отличие от США, где кредитную историю клиента может узнать, к примеру, стоматолог, у нас доступ к этим данным строго ограничен.

После того как потенциальный заемщик вводит в форму постоянные данные, система запрашивает его кредитную историю. Затем ему выводится форма, в которую необходимо внести подробные данные о ранее полученных кредитах: банк, тип кредита, срок, даты открытия и закрытия, была ли просрочка. Конечно, заемщик может не помнить какие-либо сведения, а документов для уточнения может не оказаться под рукой — но процентного совпадения и не требуется. Система определяет количество и силу совпадений указанной информации с кредитной историей и выставляет балл по четырем интервалам: «совпадений нет», «слабые совпадения», «средние совпадения», «сильные совпадения». В зависимости от скорингового балла, сотрудник кредитной организации может принять решение о выдаче кредита, отказе либо о необходимости дополнительной очной верификации.

В июле 2013 года в MoneyMan провели эксперимент, который должен был показать эффективность верификации посредством IDV. Входящий поток заявок на кредит разделили на три группы. Первая группа проходила проверку как через IDV, так и вручную. Вторая — только через IDV. Третья группа верифицировалась только вручную.

После подведения итогов по уровню просрочки оказалось, что первая и вторая группа почти не отличаются по уровню риска: первая обошла вторую на доли процента. Третья группа показала уровень просрочки на 20% выше.

Кроме того, уровень одобрения заявок во второй группе, где верификация проводилась только IDV, оказался самым высоким. В итоге было выявлено, что IDV позволила нарастить и объем кредитного портфеля, и его качество за счет снижения просрочки. Получается, из процесса верификации выгодно полностью устранить человеческий фактор, доверив решение системе.

Процедура верификации через IDV у MoneyMan необязательна для заявителя. По данным компании, 55% заявителей не заполняют форму IDV, но лишь половина из них не имеет кредитной истории. В распоряжении ОКБ имеется более 139 млн кредитных историй по 50 млн уникальных субъектов, база растет на 30—35% в год. Благодаря этому, по данным MoneyMan, система находит кредитные истории 85% из заявителей, заполнивших форму. При этом 27% заявителей набирают скоринговый балл более 200, что обеспечивает 90-процентный уровень одобрения заявок. 65% получают балл более 100, что соответствует 50-процентному уровню одобрения. С января 2013 года, когда MoneyMan подключился к сервису IDV, процент просрочки платежа сократился на 18%.

Заместитель генерального директора ОКБ Николай Мясников сообщил порталу Банки.ру, что IDV становится все более востребованным среди микрофинансовых организаций: «На данный момент к IDV подключены около десяти клиентов, в основном это МФО и небольшие банки, например MoneyMan. У многих МФО нет возможности развивать широкую сеть офисов, поэтому для них особенно важна возможность проверить клиента дистанционно. Сейчас мы также наблюдаем большой интерес к IDV со стороны компаний-лидогенераторов, которым он поможет существенно повысить качество заявок, передаваемых клиентам. Ведутся переговоры и с несколькими крупными банками из топ-10, у которых сильно развит канал интернет-продаж, где особенно важна ID-верификация клиентов».

Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

7
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Важнейшей задачей в предотвращении кредитного фрода является идентификация заявителя... Технология IDV (англ. identification verification, проверка идентичности), предоставляемая Объединенным кредитным бюро (ОКБ)...


Как только банчки до сих пор выживают без такой полезной (и явно некопеечной) услуги бюрей?

Технология , не побоюсь этого слова, IDV работала бы ещё лучше, если бы субъектам кредитных историй была, наконец, предоставлена реальная возможность бесплатно получать свою кредитную историю один раз в год.
5

Djad
22.04.2014 09:47
выдумали велосипед. Бред полный. Что помешает тому мошеннику перед делом ознакомиться с кредитной историей своей личины ? Запрос можно сейчас сделать в любом банке или МФО.
3

AlexanderIzumov
22.04.2014 11:05
Сам кредитов не беру с 2006 года кажется, даже деталей кроме названий банка не вспомню. Зато было дело - пытались под мои именем кредит взять, помню "менегер" тогда все стонала, "ой ну как же так, ну какие это мошенники, ну ведь это точно я был, ведь даже даты кредитов назвал правильно, просто я сейчас передумал и не хочу банку за беспокойство платить..."
То есть мошенник при любом раскладе может узнать всю эту пресловутый кредитную историю, а вотк ак правильно заметили сам заемщик-потерпевший даже может и не узнать что им кто то интересовался - у него такой возможности нет.
0

d*******@mail.ru
22.04.2014 11:46
Странно, что оказывается, что никто не проверяет человека до выдачи кредита. Как вообще все эти финансовые учреждения работают? Выдают абы кому лишь бы побольше?
1

AlexanderIzumov
22.04.2014 12:16
Дмитрий Сергеев пишет:
Выдают абы кому лишь бы побольше?

Таки да. Именно это и есть кредитная политика наших банков
1

Обучение

Материалы по теме


Все продукты