Исполнительный директор группы швейцарских банков Julius Baer Group Борис Колларди заявил накануне в интервью Bloomberg TV, что состоятельные российские клиенты были не очень активны в первой половине 2014 года из-за политической напряженности вокруг России. Банки.ру разбирался, что происходит на отечественном рынке private banking.
Julius Baer Group, компания, входящая в тройку крупнейших швейцарских управляющих активами, отмечает, что состоятельные российские клиенты стали менее активны в части совершения операций в первой половине текущего года в связи с политической напряженностью в регионе.
«Весь восточно-европейский бизнес, и в особенности российский бизнес, находится сейчас «в режиме ожидания», — сказал исполнительный директор группы швейцарских банков Julius Baer Group Борис Колларди в интервью на Bloomberg TV. — Русские ждут и хотят понять, в каком направлении могут «пойти» те или иные санкции».
Пока жители России воздерживаются от таких банковских операций, как торговля валютой и ценными бумагами, Julius Baer продолжает оказывать консультационные услуги российским миллионерам, которые традиционно живут не на родине, а в местах вроде Лондона или Монако, обращают внимание в компании.
Одновременно Ян Вондер Мюль, представитель подразделения Julius Baer в Цюрихе, сделал заявление, что компания не планирует прекращать отношения с российскими клиентами. «Мы видим, что клиенты действуют более осторожно и наблюдают за рынком со стороны», — пояснил он.
Заместитель председателя правления Абсолют Банка Наталья Капинос не исключает возможности, что в случае дальнейшего ужесточения санкций в отношении России банки с иностранным участием смогут частично или полностью отказаться от бизнеса private banking, однако не думает, что количество игроков на этом рынке претерпит существенные изменения.
Директор департамента по работе с крупным частным капиталом Бинбанка Оксана Вольф считает, что в целом очень сложно спрогнозировать сценарий развития событий, но маловероятно, что «дочки» иностранных банков сильно пострадают из-за сложившейся ситуации — пока санкции США и Евросоюза не затрагивают их интересов и вряд ли затронут в дальнейшем, даже в случае ухудшения конфликта.
«В условиях экономической нестабильности клиенты, которые хранят в банках крупные суммы, в большей степени нуждаются в простых и понятных банковских продуктах для защиты своего капитала и минимизации рисков, связанных с внешнеэкономическими и даже политическими факторами. В такой ситуации степень доверия между банком и клиентом серьезно возрастает. И только крупный банк, являющийся понятным для данного региона игроком рынка, способен удовлетворить потребности клиента: иметь экспертизу для качественного прогноза, опыт и профессиональную команду для оперативного формирования актуального предложения, ресурс для его реализации, — говорит вице-президент, руководитель блока «Частный капитал и управление инвестициями» Промсвязьбанка Петр Терехин. — Пока сложно сказать, как будут вести себя иностранные «дочки» в сегменте private banking, однако я не исключаю влияния чисто психологического аспекта – клиенты банков, чья юрисдикция объявила нам санкции, будут относиться к таким финансовым институтам с меньшей симпатией, предпочитая российские банки. Важно понимать, что внутри страны денег не становится меньше. При этом клиенты private banking будут менее активно выводить свой капитал за границу, что задаст тренд более активной работы на внутреннем рынке».
Банки, предоставляющие услуги private banking в России, в большинстве своем традиционно отказались раскрывать абсолютные цифры своего бизнеса. Еще более скептически отнеслись спикеры к просьбе озвучить свое мнение относительно конкретного будущего бизнеса private banking в нашей стране в условиях военно-политического кризиса вокруг Украины и расширяющегося пакета санкций со стороны США.
Тем не менее кредитные организации, с которыми удалось поговорить Банки.ру, настроены решительно: большинство заметных игроков на рынке private banking поставили целью в текущем году заметный собственный рост.
Например, в Райффайзенбанке указывают, что 2013 год был очень продуктивным для подразделения по работе с крупным частным капиталом: активы под управлением банка выросли на 30%, в два раза увеличился кредитный портфель и существенно укрупнился «кошелек» среднего клиента private banking – сейчас он составляет около 1,5 млн евро. В текущем году в Райффайзенбанке также активно развивают как продуктовое наполнение, так и сервисы, и качество обслуживания в сегменте private banking.
«J&T Банк не планирует приостанавливать бизнес private banking в России. Клиент любого из наших банков (офисы в Чехии, Словакии, России и на Барбадосе) автоматически становится клиентом всех наших банков и может использовать инфраструктуру всего банковского холдинга и пользоваться теми продуктами и услугами, которые наиболее оптимально решают его задачи в текущий момент. Взвешенная и консервативная политика J&T Банка позволяет нам продолжать развивать приоритетные для банка направления бизнеса в том числе в той ситуации неопределенности, которую мы наблюдаем сейчас», – пояснила начальник управления private banking J&T Банка Ольга Кузнецова.
Она также отметила, что в банке на текущий момент обслуживаются около 200 клиентов сегмента private banking и около 2 тыс. клиентов сегмента premium. До конца 2014 года ожидается рост количества клиентов в этих сегментах примерно на 25–30%.
«Мы не планируем приостанавливать или каким-либо образом видоизменять наш бизнес private banking. Напротив, в том, что происходит на рынке банковских услуг, мы видим для себя и наших клиентов дополнительные возможности и перспективы. Бинбанк активно развивает направление private banking, количество наших клиентов в нем за первое полугодие 2014 года увеличилось на 10%. Это хороший темп, сбавлять который мы не собираемся. Во втором полугодии мы планируем нарастить портфель B&N Exclusive на четверть, учитывая, что перспективы для дальнейшего развития направления private banking вполне оптимистичны, поскольку, по оценке экспертов, «свободных» денег у российских состоятельных клиентов насчитывается порядка 500 миллиардов долларов, — заявляет Оксана Вольф из Бинбанка. — На данный момент наш офис B&N Exclusive представлен только в Москве. Но мы активно обслуживаем наших клиентов из регионов через центр дистанционного премиального обслуживания. У городов-миллионников потенциал, конечно же, существует. Поэтому в долгосрочной перспективе мы планируем развитие региональной сети представительств нашего частного банка».
Как заявили Банки.ру в пресс-службе ВТБ 24, кредитная организация не планирует видоизменять бизнес private banking и тем более его приостанавливать. Сейчас в данном сегменте в ВТБ 24 обслуживается около 4 тыс. клиентов, их число стабильно. Офисы ВТБ 24 private banking работают в 15 российских городах – от Москвы до Хабаровска. До конца года будут открыты еще несколько точек для обслуживания VIP-клиентов в крупных городах: в Чебоксарах, Красноярске, Перми и Москве.
Также продолжает бесперебойно обслуживать состоятельных клиентов в России и Ситибанк. Пересмотр подхода к обслуживанию private banking не входит в планы кредитной организации, а количество клиентов Citigold Private Client увеличивается ежемесячно.
«Мы планируем активно развивать private banking в нашем банке. Речь идет как о расширении продуктовой линейки, так и о стратегии развития региональной сети, что, в свою очередь, позволит привлечь новых клиентов и увеличить прибыль банка, — рассказывает Петр Терехин из Промсвязьбанка. — Совсем недавно мы продолжили «осваивать Сибирь» и открыли новый офис в Новосибирске, пятнадцатый по счету. До конца года есть планы по более глубокой интеграции в Сибири, также мы обратим внимание на Поволжье».
Заместитель председателя правления Абсолют Банка Наталья Капинос отмечает, что в банке планируется последовательная реализация стратегии, предусматривающей рост на опережение рынка в сегменте private banking. «Сейчас мы обслуживаем более тысячи клиентов в этом сегменте, и их число будет расти за счет привлечения к обслуживанию регионов, — комментирует Наталья Капинос. — До конца 2014 года количество городов, где наш банк предоставляет услуги private banking, не изменится — это Москва и Санкт-Петербург. В 2015 году мы планируем начать работу еще в пяти городах».
«Неблагоприятная политическая ситуация, безусловно, вносит некоторую напряженность в различные сферы бизнеса, но специфика private banking такова, что репутация банка в данном направлении нарабатывается годами. Насколько сложно заработать лояльность состоятельного клиента, настолько же важно в случае любых социальных и политических изменений оставаться островом стабильности, надежным партнером клиента зачастую не только в финансовой сфере, но и оперативно помогать ему решать другие вопросы, которые ставит перед ним быстро меняющийся мир. И задача банка и банкира в том, чтобы адаптироваться к новым реалиям и находить оптимальные для клиента форматы дальнейшего взаимодействия. Поэтому не думаю, что многие банки с иностранным участием будут серьезно рассматривать возможность свернуть бизнес private banking в России», — резюмирует Ольга Кузнецова из J&T Банка.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru