Несмотря на объявленное Банком России сохранение преемственности в денежно-кредитной политике, с приходом нового первого заместителя председателя в ЦБ рынок ожидает существенных перемен. Банки.ру вместе с банкирами и экономистами выяснял, чего ждать от третьего пришествия Дмитрия Тулина в Банк России.
О назначении Дмитрия Тулина первым заместителем председателя Центробанка по денежно-кредитной политике стало известно 14 января. О кадровых перестановках в кулуарах Гайдаровского форума сообщила первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева. «Актуальность вопросов финансовой стабильности в текущей ситуации существенно повышается, как повышается и актуальность прогнозирования вообще, в связи с этим мы приняли одно структурное решение в Центральном банке», — сказала Юдаева. Она пояснила, что у нее и Тулина будут «немножко разделены функции». «Я хочу больше сосредоточиться на прогнозировании, стратегии и финансовой стабильности, а вот вопросы реализации денежно-кредитной политики и рефинансирования перейдут Дмитрию Владиславовичу Тулину, который в ближайшее время станет первым зампредом», — сказала Юдаева.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина в свою очередь подчеркнула, что Дмитрий Тулин обладает очень широким, универсальным практическим опытом в банковской сфере, и напомнила, что он работал в разные годы в ключевых российских и международных финансовых институтах. «Дмитрий Владиславович глубоко понимает функционирование финансового сектора, механизмы денежно-кредитной политики. И я могу охарактеризовать его как человека исключительно ответственно относящегося к своему делу. Думаю, это оптимальное сочетание качеств для работы в нынешних непростых и быстро меняющихся условиях», — прокомментировала Набиуллина. При этом она подчеркнула, что регулятор сохраняет и стратегические, и тактические ориентиры в денежно-кредитной политике. «Сама идеология денежно-кредитной политики будет преемственной по отношению к тому, как мы работали в 2013 и 2014 годах», — отметила Набиуллина.
Дмитрий Тулин должен вступить в должность в конце января. Это его третье пришествие в Банк России — причем опять в совершенно новую экономическую реальность. Ранее он уже работал заместителем председателя Банка России с перерывом в 10 лет: в 1991–1994 и 2004–2006 годах. Тулин также стажировался во Внешторгбанке СССР (сегодня Внешэкономбанк. – Прим. ред.), работал в Банке внешней торговли (ВТБ), Международном валютном фонде, ЕБРР, входил в состав наблюдательного совета Сбербанка, был партнером Deloitte.
На назначение Дмитрия Тулина уже отреагировали чиновники и представители крупнейших банков. Помощник президента России по экономике Андрей Белоусов выразил СМИ уверенность, что это назначение неслучайно. «Какие-то изменения в ДКП будут… Нужно стабилизировать или удержать обменный курс и при этом добиться снижения процентных ставок. При такой процентной ставке ведение бизнеса в России практически невозможно», — сказал Белоусов.
Глава Сбербанка Герман Греф назвал назначение Дмитрия Тулина взвешенным: «Я считаю это назначение очень взвешенным решением и значительным усилением команды Центрального банка. Дмитрий Тулин является уникальным ярким профессионалом, который обладает глубокими знаниями как в банковской сфере, так и в денежно-кредитной политике».
Опрошенные Банки.ру представители банков и экономисты в целом положительно оценили кадровые перестановки в ЦБ. «Внешне он Пьер Безухов, но внутри – стальной характер, уверенность и взвешенный подход к делу», — отозвался о Дмитрии Тулине один из экономистов, работавший ранее с «новым старым» зампредом ЦБ.
«Когда валютный курс будет колебаться в пределах одного-двух рублей, можно предпринимать другие шаги»
Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ, бывший председатель Банка России:
— Сегодня наиболее актуальной проблемой является стабилизация финансовой ситуации на рынках. Необходимо добиться балансировки на валютном рынке на среднесрочной и долгосрочной основе. Курс должен быть стабилен и предсказуем. Кроме того, необходимо сбалансировать и стабилизировать финансовые институты, сохранить их надежность. Добившись этого результата, можно переходить к решению долгосрочных задач, в том числе долгосрочного роста. Комплекс мер, которые были приняты Центробанком, — это правильные шаги. И правильно, что они сочетались с переходом к плавающему курсу.
Чтобы преодолеть те проблемы в денежно-кредитной политике, которые есть сейчас, в первую очередь необходимо, если говорить по-простому, «не дергаться». Нужно проявить выдержку, чтобы не создавать новые импульсы, дестабилизирующие ситуацию. Принципиально важна предсказуемость политики. Когда валютный курс будет колебаться в пределах одного-двух рублей, тогда и можно предпринимать другие шаги.
Дмитрия Тулина я знаю не одно десятилетие, он очень квалифицированный человек, имеет большой опыт работы в коммерческих банках. Кроме того, он уже работал в ЦБ и дважды занимал пост заместителя председателя.
«Не думаю, что новому человеку нужно принимать срочные меры»
Олег Вьюгин, бывший первый заместитель председателя ЦБ, председатель совета директоров МДМ Банка:
— Почти все, что можно было сделать после декабрьских событий, со стороны ЦБ сделано. Это позволило избежать массового ухода граждан в валюту. Средства начали возвращать, причем в рублевые депозиты. В этом огромную роль сыграло повышение ключевой ставки. Поэтому не думаю, что новому человеку нужно срочно принимать какие-то меры.
Курс стал плавающим, возврата назад практически нет. Самая непростая задача сегодня – не столько то, как поступить с курсом, а сколько, как быть с политикой рефинансирования банков. Параллельно с переходом к плавающему курсу Центральный банк активно фондировал банки. Одновременно растет инфляция. Поэтому нужно будет смотреть повнимательнее – возможно, не фондировать, а поддерживать ликвидность. Дмитрий Тулин прекрасно разбирается в банковской деятельности, он очень хороший надзорщик, опыта в денежно-кредитной политике у него практически не было. Но у него общее отличное образование и хорошая голова.
«Надеюсь, мы больше не будем утром узнавать, что ЦБ ночью принял важное решение»
Игорь Николаев, директор института стратегического анализа ФБК:
— Несмотря на заявления ЦБ, что ничего не будет меняться, эта перестановка свидетельствует о том, что определенные коррективы будут. Я надеюсь, будет более комплексный и системный подход к решению всех проблем в денежно-кредитной политике. Подвижки к комплексности принимаемых решений обозначились еще в конце 2014 года. Банк России продемонстрировал, что не только с помощью одного механизма – ключевой ставки — будут решать проблемы. И это правильный подход.
То, как пытались решать проблемы с помощью только ключевой ставки, показало, что это бесперспективное занятие. Комплексный подход будет более эффективным. Достаточно посмотреть на тот план действий, который был обнародован, –– упрощение предоставления валютных кредитов банкам со стороны регулятора и другие меры.
Дмитрий Тулин работает в банковской сфере очень много лет. Я его высоко ценю как профессионала. Сейчас существует некая противоречивость в действиях ЦБ. С одной стороны, Банк России наконец начал демонстрировать комплексный подход, после того как не сработала разовая акция по поднятию ключевой ставки до 17%. С другой — мы наблюдаем беспрецедентные методы поддержки банковской системы – выделение 1 трлн рублей из федерального бюджета через ОФЗ, средств из Фонда национального благосостояния. Противоречивость в том, что, накачивая банковскую систему деньгами без необходимости делать это в таких масштабах, неправильно надеяться на то, что рубль не будет ослабевать. Таких чудес не бывает. Как бы ни выстраивали систему контроля, деньги все равно будут попадать на валютный рынок. Достаточно вспомнить события 2008—2009 годов. Пока многие сотни миллиардов рублей шли в банковскую сферу, у нас ослабление рубля сохранялось. Как только стала проводиться более сдержанная политика, этот процесс резко замедлился в марте 2009 года. Я надеюсь, будут сделаны правильные выводы и противоречивости в политике ЦБ станет меньше.
И еще: надеюсь, мы больше не будем утром узнавать, что ЦБ ночью принял какое-то важное решение. Напомню, что именно так было с повышением ключевой ставки до 17%(в ночь на 16 декабря. — Прим. ред.). Знаете, психологию тоже надо учитывать: когда люди услышали, что ночью что-то решили в ЦБ, они и поэтому побежали менять рубли на валюту. Если ночью — значит, все, форс-мажор, надо бежать. Так что денежно-кредитная политика — это не только ставки или свопы. Это еще и грамотная технология принятия решений.
«Кадры решают все, если задача поддается решению»
Александр Хандруев, бывший заместитель председателя ЦБ, первый вице-президент Ассоциации региональных банков:
— Первоочередная задача нового заместителя председателя правления ЦБ – прозрачная денежно-кредитная политика. Центральный банк не должен быть ведомством, которое закрывает свои намерения. Политика ЦБ, по сути, «прогибается» под нужды нефтегазового сектора. Если ЦБ считает, что нужно проводить политику количественного смягчения, идти на снижение ключевой ставки и прочие меры – надо заявить открыто, что нужно делать. Нельзя говорить одно, а делать другое. Получается так, что мы переходим к инфляционному таргетированию, а сами безобразно ведем себя в курсовой политике. Обесценивание национальной валюты – это сам по себе сильнейший фактор, стимулирующий инфляционные ожидания.
С приходом Тулина ЦБ нужно выработать внятную, последовательную и прозрачную денежно-кредитную политику. Как это будет называться – инфляционное третирование, или таргетирование инфляционного курса, или политика количественного смягчения — как угодно назовите. Справится ли Тулин с этими задачами? Понимаете, можно поставить задачу — запустить человека на Луну. Но она выполнима? Нет. Кадры решают все, если задачи поддаются решению. Тулин – профессионал высокого класса, человек, имеющий убеждения, не умеющий темнить. Он гибкий, но никогда не прогибался.
«Рынок ожидает высокопрофессиональных действий»
Марина Лазуткина, руководитель департамента развития коллективных инвестиций банка «БКС Премьер»:
— В краткосрочной перспективе мы не ждем значительных изменений в денежно-кредитной политике, поскольку принятые ранее Центробанком меры сохраняют актуальность. Понятно, что та «терапия», которая проводится на фоне серьезного давления на рубль и всплеска инфляции, создает риски «побочных эффектов» для банковской системы. Но вместе с тем она была и остается необходимой. С учетом того, что в первом квартале 2015-го ожидаются максимальные значения инфляции и давление на национальную валюту, как мы видим, продолжается, пересмотр ключевой ставки в сторону снижения, по нашим оценкам, возможен лишь к началу весны.
Очевидно, что удержание ставки на уровне 17% не может быть продолжительным во времени, поскольку это серьезно ограничивает кредитование реального сектора экономики со всеми вытекающими последствиями. Без сомнений, в ЦБ эти риски учитываются. Думаю, по мере стабилизации макроэкономической ситуации регулятор начнет смягчать денежно-кредитную политику. Но делать это будет поэтапно, плавно, чтобы избежать локальных дисбалансов.
Тулин – специалист с огромным опытом и отличной репутацией в банковской отрасли, потому рынок, безусловно, ожидает от него высокопрофессиональных действий. И хотя ключевые решения об изменении ДКП принимает совет директоров Центробанка, а не один человек, Тулин способен привнести новое, как в плане ежедневной политики, так и в части стратегических изменений. Кроме того, его фигура вызывает доверие у банкиров: он прекрасно знает реалии банковского рынка, его потребности и возможности.
«Это дополнительная попытка разъяснить рынку, что происходит»
Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка:
— Центральный банк отпустил рубль в свободное плавание, с точки зрения прямого влияния на валютный рынок возможности регулятора снижаются. Дополнительное повышение ключевой ставки крайне маловероятно, поскольку сейчас ситуация в банковском секторе очень сложная. Повышение до 17% — это и так выше текущего уровня инфляции с запасом. Понятно, что повышение ставки имеет непредвиденные издержки.
Назначение Дмитрия Тулина на должность первого зампреда ЦБ может свидетельствовать о наличии некоторого политического давления на Банк России вследствие ухудшения ситуации в банковском секторе за последние месяцы. Новый первый зампред ЦБ не являлся членом узкого круга экспертов, продвигаемых руководством Банка России. Поэтому не очень понятно, почему назначен именно он. Это человек не очень публичный, он связан с предыдущей командой Банка России. Думаю, это решение лежит не совсем в экономической плоскости.
Сам факт назначения означает признание, что ЦБ хочет восстановить коммуникации и что рынок не очень склонен к тому, чтобы считывать сигналы, которые передавал первый зампред до этого (Ксения Юдаева. – Прим. ред.). Рынок считает, что с Юдаевой был более академический подход, но не было коммуникаций с точки зрения практической информации. Таким образом, это дополнительная попытка разъяснить рынку, что происходит. Второй момент – Дмитрий Тулин имеет опыт работы в кредитных организациях. Назначение говорит о том, что сейчас фокус внимания сосредоточен на банках. И это правильно.
«Главное — обеспечить преемственность курса»
Наталия Шилова, главный аналитик Бинбанка:
— Принципиальных изменений не ожидаем, возможно, повысится скорость реакции ЦБ на «экстренные» события и оперативность действий. Перед ЦБ сейчас встают две масштабные задачи – не допустить дальнейшего существенного ухудшения ситуации из-за уже реализованной девальвации национальной валюты при сохраняющихся рисках ее дальнейшего ослабления и обеспечить замещение закрытых из-за санкций внешних рынков. В 2008 году второй проблемы не было, и усилий от ЦБ требовалось вдвое меньше.
Сейчас главное — обеспечить преемственность курса: если уж перешли к инфляционному таргетированию, нужно придерживаться данной политики. В то же время во избежание кризисных явлений в банковском секторе придется выдавать долларовую и рублевую ликвидность. Сейчас ЦБ уже реализует данные «пожарные» меры в рамках предоставления кредитов и РЕПО. Если в ближайшие месяцы не произойдет стабилизации рубля, не исключено, что придется возвращаться к беззалоговым кредитам для обеспечения финансовой устойчивости всей банковской системы.
«ЦБ стоит начать снижать ставку в ближайшие месяцы»
Дмитрий Савченко, главный аналитик Нордеа Банка:
— Какой должна быть денежно-кредитная политика сегодня? Однозначного рецепта тут нет. В кризис, особенно глубокий, главное поддерживать работоспособность системы. Поэтому ЦБ должен внимательно следить за предложением на денежном рынке, предоставляя столько средств, сколько необходимо. Также ЦБ должен учитывать долгосрочные тренды по инфляции и экономическому росту. Этот тонкий баланс вряд ли может быть достигнут конкретной формулой. Да, традиционно в кризис нужно снижать ставки, давать рынку деньги, смягчая падение, но тут важно сохранить баланс между текущим и долгосрочным ростом.
Существует мнение, что ЦБ нужно уделять больше внимания росту экономики, нежели инфляции. Его сторонники исходят из того, что инфляция в России по большей части носит немонетарный характер, и повышение ставки свыше разумного уровня уже минимально сказывается на инфляции, но губит экономику. Вероятно, ЦБ стоит начать снижать ставку в ближайшие месяцы, чтобы не усугубить ситуацию в экономике. Все проблемы снижением ставки не решить, да и нет у Банка России такого инструмента, который смог бы стать панацеей. Но снижение ставки, аккуратное регулирование предоставления рублевой и валютной ликвидности (что ЦБ сейчас и делает), введение, возможно, новых инструментов рефинансирования, если ситуация в банковском секторе будет ухудшаться, – вот что следует делать.
«Смена фигуры означает, что ЦБ поменяет свою политику»
Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления:
— Курс валюты тесно связан с эффективностью развития экономики и экономическими показателями, равно как и инфляция. Инфляция в стране исчезает тогда, когда нормально функционирует все – бизнес, малые предприятия, созданы условия для инвестиционного климата. Говорить, что мы можем рассчитывать на нормальный инвестиционный климат при такой высокой ключевой ставке в 17%, не приходится.
Инфляционная составляющая не полностью базируется на кредите, а вот текущая деятельность предприятий, особенно сезонного характера, без кредитов осуществляться не может. Зачем нужно городить огород с какой-то компенсацией, когда можно прямым и рыночным способом работать со ставкой по кредиту. Есть декларация, что сначала мы победим инфляцию и начнем инвестиции в экономике. Но мы видим, что в течение нескольких лет с инфляцией ничего не получилось. Те 6% по инфляции, которые были в течение нескольких лет, нам сейчас кажутся благом. Несмотря на то что заявлено о таргетировании инфляции, она понятия не имеет, что ее кто-то таргетирует. Результат получился прямо противоположный.
Появление нового первого заместителя председателя правления ЦБ, несмотря на декларации, что ничего меняться не будет, де-факто означает неудовлетворительную оценку деятельности Центрального банка на этом направлении. У нас в аппарате принято: если нужна смена курса и смена политики госучреждения, она происходит одновременно со сменой фигуры. Смена фигуры означает, что ЦБ поменяет свою политику. С Тулиным я знаком лет 20—25, это человек исключительно квалифицированный, опытный банкир. И, главное, принципиальный, твердый в своих убеждениях.
Анна БРЫТКОВА, Banki.ru
Из первых уст
«И международный, и российский опыт убедительно доказал, что если девальвация национальной валюты неизбежна, то проводить ее следует по возможности единовременно. Своевременная девальвация позволяет сбить спекулятивные настроения на валютном рынке и не допустить истощения государственных золотовалютных резервов. Российский Центральный банк объясняет, что потратил немалую часть международных резервов страны, потому что банковская система была не готова к резкой девальвации рубля. Если это действительно так, то руководитель Центрального банка совершенно прав и поступает в высшей мере ответственно: если в стране разразится системный банковский кризис, это обойдется нашей экономике намного дороже, чем несколько десятков миллиардов долларов, потраченных на растягивание процесса девальвации. Однако возникает вопрос: а почему наша банковская система не была готова к изменению валютного курса?»
Дмитрий Тулин о политике «мягкой девальвации» рубля. Из статьи в газете «Время новостей», 30 января 2009 года.
Комментарии
Так почему Вы задаете такой вопрос? Как минимум у Вас уже должен быть ответ, который в недельный срок должен подтвердиться или оправергнуться. Если сверить данные и предпосылки.
И соответственно появиться - четкий ответ и предписание, возможно даже с карательной частью.
Что бы в дальнейшем не было повторов.
РБК только что не облизывает нового назначенца в ЦБ.
Какой он весь заранее хороший.
А он вообще чьих будет?
Один из её "перлов": «Резервы известны. Там примерно $460 млрд. При необходимости можем израсходовать и все, зачем нам еще резервы?»