• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

«Поскольку мы никого не спрашиваем, нас тяжело обмануть»

Интервью
Дата публикации: 06.02.2014 00:00
11 568
Время прочтения: 9 минут
Автор
Анна Дубровская, обозреватель в Банки.ру с 2012 по 2019 год
Анна Дубровская обозреватель в Банки.ру с 2012 по 2019 год
Источник
Banki.ru
​

Генеральный директор компании RuTarget, российского разработчика RTB-платформ, занимающегося также онлайн-скорингом заемщиков, Евгений ЛЕГКИЙ рассказал порталу Банки.ру, почему нельзя полностью отдавать скоринг на «аутсорсинг» компьютеру и что неправильно судить заемщика только по его профилю в соцсетях.

— Какие показатели следует учитывать при скоринге заемщика в офлайн- и онлайн-пространстве?

— При скоринге, как и при любом другом автоматизированном процессе принятия решений, желательно учитывать максимальное количество релевантных факторов. От базовых социальных атрибутов (стаж, наличие недвижимости, владение автомобилем и прочее) до интересов и привычек человека. Пол и семейное положение — это, конечно, важные атрибуты для принятия банком решения о выдаче клиенту кредита. Статистика показывает, что семейное положение может влиять как на ответственность заемщика, так и на его финансовые возможности. Но это далеко не единственные факторы, которые нужно отслеживать.

В портфолио каждого банка есть услуги, предназначенные для разных категорий клиентов. Таким образом, один и тот же фактор может по-разному влиять на оценку в разных группах клиентов. Если речь идет о выдаче ипотечного кредита, то смена места работы (о чем скоринг-система узнает по размещению резюме или просмотру вакансий) понижает оценку потенциального ипотечного клиента сильнее, чем оценку клиентов, интересующихся кредитными картами. Система может учитывать больше 100 факторов, и конкретная формула зависит от потребностей банка.

— Какие виды скоринга вы выделяете?

— Я предпочитаю такую категоризацию:
Аpplication-scoring — автоматическая оценка кредитоспособности клиента при рассмотрении его заявки на получение кредитных средств.
Collection-scoring — скоринг-система, которая применяется на этапе работы банковских сотрудников с клиентами, отказывающимися от возврата задолженности. Цель этой программы — разработать ряд конкретных действий служащих банка, которые бы позволили вернуть «плохой» заем.
Behavioral-scoring — автоматическая система, позволяющая оценить предполагаемые финансовые действия кредитополучателя. Программа позволяет спрогнозировать возможные изменения платежеспособности клиента, тем самым облегчая корректировку устанавливаемых кредитных лимитов.
Fraud-scoring — оценка возможности совершения мошеннических действий потенциальным кредитополучателем, основанная на анализе статистических данных.

— Чем онлайн-скоринг принципиально отличается от других видов скоринга?

— Скоринг в Интернете помогает отслеживать социальные данные о пользователе, то есть ту информацию, которую заемщик самостоятельно размещает во Всемирной паутине. А также поведенческие данные: то, на какие сайты он заходит, чем интересуется, какие товары в Интернете покупает, какие книги читает. Анализ поведенческих данных позволяет отследить краткосрочные изменения в жизни человека. А социальные данные, как правило, дают общее представление о заемщике. И та, и другая информация помогает просчитать, как клиент будет обслуживать кредит в ближайшие месяцы, насколько велик риск невозврата.

— В какой момент вы анализируете заемщика из Сети?

— Каждый раз, когда один из примерно 60 миллионов пользователей Рунета делает поисковый запрос или посещает какие-то страницы, сведения об этом записываются в служебные файлы, так называемые cookies. Эта информация не содержит имени, телефона или других персональных данных, поэтому ее получение не нарушает закон. При поступлении в банк онлайн-запроса на получение кредита от клиента мы просто «выдергиваем» информацию о нем из уже имеющейся у нас базы и выдаем свою оценку. Банк видит либо полный профиль человека, включая множество атрибутов, которые нужны банку для своего внутреннего скоринга, либо получает уже готовую оценку, если использует нашу модель.

— Как вы анализируете потенциальных заемщиков?

— Наш подход близок к модели «Яндекс.Крипта», которая изучает поведение аудитории в Интернете и выявляет ее типичных представителей. Можно задать параметры, по которым система будет искать информацию о конкретных пользователях, а можно «шерстить» всю аудиторию Рунета. «Яндекс.Крипта» анализирует порядка 300 факторов и рассчитывает значимость каждого из них для получателя информации. Наша система собирает информацию о действиях человека в онлайне и выстраивает некий профиль потенциального заемщика, исходя из его интересов. Технически можно даже отслеживать запросы клиента на тему суицида, здоровья и включать эти данные в скоринг, но мы этим из этических соображений не занимаемся. Конечно, точность нашего онлайн-скоринга может отличаться от скоринга, используемого в банке. Но ведь и окончательное решение о выдаче кредита принимает сам банк.

— И сколько юзеров в вашей базе?

— В целом сейчас в онлайн в России выходит порядка 60 миллионов человек, на них приходится свыше 150 миллионов cookies. Тут действует «правило трех девайсов» — обычно человек выходит в Интернет с домашнего компьютера, рабочего компьютера и телефона.

— Какой процент потенциальных заемщиков банка вы проскоринговать не можете?

— Логично предположить, что человек, оформляющий заявку на кредит в Сети, является ее частым гостем. Однако бывает и так, что человек первый раз заходит в Интернет именно для оформления кредита. Или информации по нему недостаточно для оценки его платежеспособности. Обычно у нас есть данные по 85% заемщикам, обратившимся в банк через форму онлайн-заявки на кредит.

— А как быть с тем, что многие люди предоставляют в Интернете недостоверные данные о себе, создают фейковые профили в соцсетях? Как можно проскоринговать таких людей?

— Поскольку мы никого не спрашиваем, нас тяжело обмануть. Я имею в виду, что мы не задаем вопросы потенциальным заемщикам, а сами находим информацию о них. В этом плане мало кто станет специально менять манеру своего поведения на всех посещаемых им сайтах, чтобы его вдруг не отследили. Большинство россиян прекрасно знают, какие службы и на каких сайтах следят за ними, но при этом никого этот факт не пугает, а воспринимается как суровая правда жизни.

Соцсети действительно позволяют создать полностью виртуальную личность, но ведь мы отслеживаем поведение человека во всем Интернете — там скрыться сложнее. В любом случае у потребителя будет личная и рабочая почта, какие-то резюме на кадровых порталах — полностью виртуальный образ он себе придумать не сможет. В этом плане мы принципиально самостоятельно не мониторим соцсети, при необходимости для нас это делают партнеры.

— Как вы относитесь к скорингу заемщиков исключительно через соцсети? Это эффективный способ?

— И да и нет. С одной стороны, можно подтверждать социальные данные и использовать список друзей пользователя, чтобы понять, к какой финансовой категории он относится. C другой стороны, социальные сети имеют свойство выдавать только позитивную сторону жизни людей. Согласитесь, вы нечасто встречаете жалобы на жизнь, негативную активность или фотографии с депрессивного вида квартирами во «ВКонтакте» или на Facebook*. Зато все любят выкладывать фотографии с красивыми пейзажами из отпуска или хвастать новой покупкой.

Помимо этого, данные соцсетей стационарны. Они слабо отражают ваши текущие намерения и планы. Тут гораздо интереснее отслеживать онлайн-активность, например, в поисковых системах.

— Какие банки являются вашими клиентами и заинтересованы ли вы в сотрудничестве с микрофинансовыми организациями?

— На данный момент мы проводим пилотный проект по онлайн-скорингу с одним банком, но его я пока называть не могу. Отмечу только, что в целом нашей системой скоринга в Интернете интересуются порядка пяти игроков на рынке.

Что касается микрофинансовых организаций, мы заинтересованы в сотрудничестве с ними, но у них пока не тот уровень, чтобы внедрять у себя онлайн-скоринг. У МФО сейчас стоит задача быстрого роста и захвата как можно большей доли рынка. Через некоторое время, возможно, уже через год, они задумаются о маржинальности и расширении своего бизнеса. Тогда и по размерам они станут нам интересны.

— Можно ли поставить скоринг на поток и осуществлять его только за счет компьютера?

— Я считаю, что автоматизированная система должна помогать человеку, но ни в коем случае не заменять его полностью. Разумеется, автоматизированный скоринг колоссально экономит ресурсы банка на разных этапах, но полностью убирать людей из этого процесса нельзя. Максимум — можно сократить количество персонала, который будет заниматься скорингом вручную. Однако нестандартные ситуации, когда машина выявила нетрадиционное поведение заемщика, должны анализироваться живым человеком.

В случае анализа обычных анкетных данных компьютеру зачастую тяжело построить модель с процентом ошибки менее 25%, поскольку полученные им данные характеризуются большим уровнем шума (случайные факторы, прямо не влияющие на невозврат кредита). Однако если использовать новые виды данных из тех же интернет-аккаунтов и современные DMP-технологии (Data Management Platform позволяет получать и обрабатывать профили пользователей и, управляя полученными данными, осуществлять более точный таргетинг), можно значительно снизить процент ошибки.

— Насколько реально применять системы автоматизированного скоринга при принятии решения о выдаче кредита заемщикам-юрлицам из сегментов малого и среднего бизнеса?

— Скорее всего, для скоринга юрлиц поточная автоматизированная система окажется слишком простой, а объем статистики, получаемый ею, не будет достаточным для качественной оценки. Все-таки иногда кредиты предприятиям предоставляются на индивидуальных условиях, такие займы сразу выпадут из выборки. Проще и эффективнее выводить процесс оценки кредитоспособности корпоративных клиентов на экспертную оценку вручную. Если же модель бизнеса банка предусматривает большой поток однотипных кредитов, тогда можно запустить кредитный конвейер. Но это больше решение для кредитования индивидуальных предпринимателей, а не крупных корпораций.

— Какие новые тенденции вы отмечаете на рынке скоринга в последнее время?

— В первую очередь растет интерес к Big Data и ее консолидации. Зачастую банки сами располагают качественными данными, но им не хватает экспертизы или ресурсов для агрегации и обработки таких данных. Также сильно растет использование сторонних поставщиков данных — как поведенческих, так и социальных.

Накопленные банками данные — это сегодня, наверное, самый мощный и качественный ресурс на рынке данных. Радует, что эту простую истину начинают понимать и сами банки — с осени прошлого года мы все чаще получаем заказы на разработку технологий, позволяющих банкам пустить полученную ими информацию о заемщиках в дело.

Однако на рынке явно не хватает экспертизы в области правильного выбора и использования технологий. Например, использование обезличенной информации из банковских данных позволяет делать потрясающие по эффективности кампании в Сети как по продаже собственных продуктов, так и по генерации прямых продаж для партнеров банка. К примеру, на основе своих данных банк легко может спрогнозировать вероятность того, что его клиент в ближайшее время купит автомобиль. Стоит ли говорить, сколько готовы заплатить за такие данные партнеры банка — автосалоны, страховщики, продавцы комплектующих?

— По вашим оценкам, в течение скольких лет большинство банков начнут использовать в своем бизнесе онлайн-скоринг?

— Это станет неотъемлемой частью бизнеса банков в рамках двух-трех лет.

Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
25.06.2025
2426
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
24.06.2025
7919
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
23.06.2025
11962
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
22.06.2025
16385
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
21.06.2025
8055
МРОТ растет: как  малому бизнесу адаптироваться
МРОТ растет: как малому бизнесу адаптироваться
20.06.2025
18504
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
20.06.2025
8595
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
19.06.2025
4856
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
17.06.2025
5980
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
16.06.2025
16633

Материалы по теме

​«Россия — вторая страна в мире после Китая по темпам роста банковских активов»
«Мы не хотим быть маркетплейсом»
«Договориться с Лео Месси удалось достаточно быстро»
«Мы без универсальной лицензии уже не сможем»

Главная Новости Интервью «Поскольку мы никого не спрашиваем, нас тяжело обмануть»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+