• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

«Клиентов не «драйвят» карты с мобильными бонусами»

Интервью
Дата публикации: 22.09.2016 00:00
12 613
8 Время прочтения: 10 минут
Автор
Анна Дубровская, обозреватель в Банки.ру с 2012 по 2019 год
Анна Дубровская обозреватель в Банки.ру с 2012 по 2019 год
Источник
Banki.ru
Темы
Ренессанс Банк
​

Директор департамента по развитию кредитных банковских продуктов КБ «Ренессанс Кредит» Дмитрий КУРГАНОВ в интервью Банки.ру рассказал, как будет переформатирована карточная политика банка и что стало с прозрачной картой, а также кому будет выгоден новый банковский продукт от «МегаФона».

— Какую долю в бизнесе банка занимают кредитки?

— У нас существует несколько розничных бизнес-линий: POS-кредиты, кредиты наличными и кредитные карточки. На кредитные карты приходится примерно 15% от нашего розничного кредитного портфеля (сейчас он превышает 79 млрд рублей. — Прим. ред.). От оставшейся доли (85%) на POSы и кредиты наличными приходится одна треть и две трети соответственно. В перспективе мы рассчитываем нарастить долю кредиток до 20—30% и войти в топ-10 банков по объему портфеля кредитных карт.

— Какая у вас сейчас эмиссия кредитных карт?

— В настоящий момент наш эмиссионный портфель — порядка 350 тысяч активных карточек. Основная доля продаж приходится на существующих клиентов.

— Что думаете насчет развития рынка кредиток?

— Хоть рынок кредитных карт и показывает некоторое сжатие, я считаю, что он все равно будет понемногу прирастать. Сейчас он находится на уровне 1,3 триллиона рублей.

— На сколько вырастет рынок в этом году?

— Думаю, может показать плюс 5%. Тут нужно понимать, что с конца 2014 года рынок глобально вообще никак не рос. Поэтому даже 5% — это уже прорыв.

— Пожалуй, самым заметным вашим продуктом на рынке за последние годы была прозрачная карта. Почему банк «Ренессанс Кредит» больше не предлагает таких же уникальных продуктов?

— Как формфактор наша прозрачная карточка действительно была чем-то необычным и новым для рынка на тот момент. Спустя какое-то время азарт, ажиотаж вокруг нее немного поутих. Основным драйвером продаж наших кредиток стало не необычное визуальное оформление, а возможность их получения удаленно, через веб-канал. В том числе поэтому мы в какой-то момент решили убрать прозрачную карту из нашей линейки.

— А выдачу карт с индивидуальным дизайном в «Ренессанс Кредите» не рассматриваете? Это сейчас модно. Людям нравится иметь прикольную карту с котиком, с ковром, с фото жены.

— С этой опцией сейчас экспериментирует большое количество банков. Людям нравятся такие карты. Но этот продукт, скорее, для «фанатов» банковских карт — для тех, кому нравится коллекционировать в своем кошельке карточки с разными интересными изображениями. Таких среди держателей банковских карт, по моим оценкам, не более 1%.

— Вы считаете, что у карточного рынка еще есть возможность чем-то удивить потребителя?

— Если смотреть глобально, то с момента начала предоставления овердрафта на предоплаченные программы сторонних эмитентов (револьверный кредит на карту «Кукуруза») больше на рынке ничего технологично нового с кредитными картами не происходило.

— А как же карта «Близнецы» от Альфа-Банка, где одна сторона дебетовая, а другая — кредитная?

— Форма продукта действительно была интересной. Но для Альфа-Банка, на мой взгляд, это не якорный продукт. Это, скорее, клевая маркетинговая штука.

Мы тоже смотрели на подобный инструмент и думали, как его использовать. У нас сейчас есть в разработке некоторые варианты, которые мы тестируем в рамках небольшого пилота. Хотим оценить чувствительность и восприятие этого продукта самими клиентами: понятен он им или нет. У нашей карты тоже будут две стороны, но не дебетовая и кредитная. Конкретных деталей пока не раскрываем.

— А еще какие-то новые нетипичные карточные продукты «Ренессанс Кредит» предложит клиентам?

— Мы сейчас активно пилотируем еще несколько новых для рынка карточных продуктов. Например, карточку с фиксированными лимитом и платежом. Она предназначена для бытовых, ежедневных трат. По ней мы предлагаем самые уникальные и интересные условия использования кредитных средств.

Глобально же мы хотим создать некий карточный конструктор. То есть будем выдавать клиенту карточку и предоставлять возможность посредством интернет- или мобильного банка подключать тот тарифный план (дебетовый, кредитный) и те бонусные функции, которые он хочет видеть на карте. Возможно, за определенную плату.

Кроме того, мы будем сильно ориентироваться на электронную коммерцию.

— Что вы имеете в виду?

— Сейчас российский рынок электронной коммерции составляет 4% от общего товарооборота. В более развитых странах этот показатель находится на уровне 12—15%. Это колоссальные объемы. Интернет-шоперов с каждым годом становится все больше и больше. Если смотреть на статистику, то за весь 2016 год в России будет осуществлено порядка 220 миллионов отправлений посылок от интернет-магазинов, при этом уникальных клиентов будет не менее 20 миллионов. Если мы как банк сможем предложить этим покупателям какой-то особый продукт, который будет по максимуму удовлетворять их потребности, то определенную долю этого рынка точно сможем «положить» к себе в кредитный портфель.

— А вообще сейчас у клиентов более популярны дебетовые или кредитные карты?

— Все зависит от индивидуальных потребностей самого клиента. Лично я свою зарплатную дебетовую карту использую в одном-единственном банкомате, и то для меня это каждый раз некий стресс. Дело в том, что я предпочитаю использовать и предъявлять везде кредитную карту и потом погашать задолженность путем перевода средств на нее с той же зарплатной карты. Основные бенефиты у меня именно на кредитке.

При этом меня как клиента наличие бонусов, кешбэков разных мало «драйвит» к какому-то определенному платежному поведению, хотя они и являются приятными атрибутами программы поощрения.

Вместе с тем наличие бонусной программы или программы лояльности по карте, на мой взгляд, может являться эффективным инструментом активизации платежного поведения или удержания клиента. Но для этого программа должна не только быть доступной, простой и понятной, но и удовлетворять какие-то базовые потребности клиента. Однако простота программы — это все-таки главное. Если предложить клиенту супербонус посредством сложной схемы «бонус на бонус», то он не станет им пользоваться, насколько бы экономически выгодным он в итоге ни был.

— За последние пару лет многие банки отказались от продуктов с бонусами от сотовых операторов. Почему это происходит?

— Думаю, здесь просто отсутствует клиентский интерес к таким продуктам.

— Но все же почему? Все мы пользуемся сотовой связью, все мы много болтаем, пишем сообщения…

— Не «драйвят» клиентов карты с мобильными бонусами, вот и всё. Мили авиакомпаний «драйвят», и то прайм-сегмент (ему легче накопить мили на полет), бонусы за трансакции на АЗС «драйвят», а скидки от мобильных операторов — нет. Бесплатные минуты — это не столь значимый бонус для клиента, на который стоит копить, специально для этого используя карту.

— А грейс-периодом по кредиткам россияне научились пользоваться, как думаете?

— Знаете, это сейчас больше похоже на гигиеническую норму: если клиент берет кредитку, то он уточняет, какой по ней будет грейс, причем важно, чтобы он был не меньше, чем у друзей. Но пользоваться грейсом клиент, скорее всего, не будет.

В целом люди, конечно, стали понимать, что есть такая опция, как льготный период. Если раньше клиенты уточняли, что это такое, то теперь они разбираются в самом понятии. Но пользоваться грейс-периодом чаще не стали. Потому что менталитет и платежное поведение, по сути, не изменились за все эти годы, хотя клиенты все больше используют карты не для получения наличных, а для оплаты покупок.

— Сейчас у каждого сотового оператора так или иначе появилась своя собственная карта в партнерстве с банком. Иногда банк-эмитент, иногда просто некий оператор, начисляющий те или иные бонусы. Считаете ли вы эту схему взаимодействия двух компаний из разных потребительских сегментов рабочей? В частности, интересует ваше мнение о последней новинке в этой сфере — совместной карте «МегаФона» с банком «Раунд», где сохранность средств не гарантируется АСВ, так как используется лицевой счет абонента.

— В конкретном случае карты «МегаФона» необходимо просто модифицировать или дополнить закон о связи, чтобы средства на абонентском счете клиента у сотового оператора, привязанные к выпущенной банком карте, были так же застрахованы, как и вклад в банковской системе.

Мне, на самом деле, нравятся эти «телефонные» банковские карточки. Достаточно большое количество клиентов воспринимают кредитную организацию как некое учреждение, накладывающее на потребителя определенные минимальные требования. Я говорю не только о чистоте кредитной истории и других подобных требованиях — люди действительно считают, что для похода в банк, например, нужно приодеться, выглядеть презентабельно. В то же время в салон сотовой связи они непринужденно приходят в шортах и шлепках и чувствуют себя комфортно. И если салон сотовой связи будет предлагать те же банковские услуги, то зачем мне как клиенту идти в банк и по-особенному готовиться для этого.

— Но ведь тогда сотовые компании становятся прямыми конкурентами банкам.

— Разумеется. Но не полными. Например, предоставлять кредитные продукты сотовые операторы не могут, для этого им все равно нужно взаимодействовать с банками. А такое взаимодействие для кредитной организации является тем же каналом привлечения новых клиентов. Поэтому мне нравится идея банковских карт от сотовых операторов. Мы в свое время посредством той же карты «Кукуруза» привлекли достаточно большое количество новых клиентов на обслуживание.

— Это плюс для вас как для банкира. А какой плюс для клиента?

— То, что вся история взаимоотношений строится именно с «МегаФоном». Единый баланс — пополняешь мобильный телефон, увеличивается остаток по карте, и наоборот. Возможность простого и быстрого оформления карты в любом салоне сотового оператора, что, предположим, конкретно для меня не столь весомый фактор, а для какого-нибудь нерезидента России, который приехал сюда на заработки, это очень важно. Нерезиденты из СНГ не всегда могут начать обслуживаться в банке — либо из-за внутренних порядков банка, либо из-за собственного опасения идти в кредитную организацию в связи с возможным отказом. В салон связи им пойти проще и привычнее. Люди из стран СНГ, которые работают в России, так или иначе, получают заработную плату. Она должна где-то аккумулироваться. Либо они ее будут отправлять родным, но тогда на руках у них денег почти не останется, либо могут держать наличку «под подушкой», но в этом случае есть риск, что она может в один прекрасный момент оттуда пропасть. Теперь же у таких нерезидентов будет возможность положить зарплату на абонентский счет, привязанный к защищенной ПИН-кодом банковской карте, и возить пластик с собой. На этом фоне даже комиссия за снятие наличных в размере 2,5% не покажется такой уж «драконовской». Удобство и спокойствие важнее.

Если добавить к той же мегафоновской карте овердрафт, то это вообще будет находка.

— Просрочка по кредитным картам традиционно самая высокая среди розничных кредитов. Почему так получилось?

— Вообще, если ориентироваться на данные тех же кредитных бюро, то видно, что риски по кредиткам, в принципе, стабилизировались.

Просто изначально формирование платежного поведения у держателей кредитных карт в России было немного иным: кредитная карта воспринималась как обычный кредит с погашением долга минимальными платежами. Задачу погасить задолженность полностью и повторно использовать кредитный лимит на удовлетворение каких-то своих потребностей клиент перед собой не ставил. К слову, я сам тоже не сразу возвращаю весь долг по кредитке. Может быть, такой тренд в поведении держателей карт связан с тем, что у заемщика возникают более важные траты на текущий момент, что он может «пожертвовать» процентами по карточному долгу в счет какой-то более крупной и первостепенной покупки. Возможно, клиенту не хватает информации о сумме и дате платежа, а направляемые банком выписки и СМС недостаточно информативны.

Кроме того, банки в России изначально строили культуру кредитных карт таким образом, что объясняли людям: есть кредитный лимит, вы можете его весь взять и погашать минимальными платежами, а потом снова взять уже больший лимит при хорошем платежном поведении и снова погашать минимальными платежами. Если по другим видам кредитов физлицам с самого начала были графики погашения, выдаваемые на руки клиентам, то по кредиткам такого не было, поэтому людям удобнее погашать долг минимальными платежами — в нем точно не запутаешься, в отличие от полной суммы долга по кредитке, которая постоянно разная.

— У некоторых банков, в том числе крупных, так сказать просрочена треть кредитных карт. То есть уровень просрочки по кредиткам в таких банках выше 30%. По вашему мнению, какой уровень карточной просрочки допустим для комфортного ведения кредитного бизнеса в банке?

— Ну смотрите. Предположим, у банка процентный доход по кредитным картам — 30%, то есть такая годовая процентная ставка действует для заемщиков. Ставка привлечения средств клиентов для банка при этом сейчас находится на уровне 10%. «Минусуем» ее. Из оставшейся цифры вычитаем операционные расходы банка на привлечение и дальнейшее сопровождение карты — пусть это будет тоже 10%. То есть у нас остается 10%, которыми мы в той или иной мере можем управлять.

Дальше идут две истории — риск и доход банка. Управляя риском, мы поддерживаем нужный нам уровень доходности данного инструмента. У каждого банка свой подход к этому, но в целом я считаю, что просрочка по кредиткам в банке должна быть на уровне классических кредитных продуктов.

— Когда пошла история со скачками курсов валют, люди потянулись за своими неактивированными или давно не использующимися кредитками?

— На самом деле в начале 2015 года мы очень сильно обеспокоились этим вопросом, понимая, что возможно увеличение риска именно из-за роста активности по ранее выданным кредиткам. Однако глобально никакого всплеска активности мы не заметили. Кстати, многие банки, чтобы минимизировать риски, сразу «порезали» лимиты по кредитным картам и закрыли давно неактивные карты.

— Некоторые исследования показывают, что россияне стали меньше тратить денег за рубежом именно по картам. Кто-то говорит, что это связано с общим ухудшением экономического положения каждого конкретного жителя нашей страны. Кто-то полагает, что людям не нравится, что банки могут отслеживать их расходы по картам. У вас какое мнение?

— Помимо того, что наши граждане «укротили» в каком-то смысле свои желания поехать в отпуск за рубеж, да и возможностей у них стало меньше, люди, ко всему прочему, начали приобретать валюту для своих путешествий заранее. Ведь, честно говоря, не всегда ясно, что будет с курсом далее. А купить валюту загодя удобнее в наличном виде — таким образом вы фиксируете курсовые риски, в отличие от того же валютного счета.

Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

8
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

Dimmonn
22.09.2016 11:29
"Клиентов не «драйвят» ". Неужели нельзя сформулировать это на русском языке ? Слух же "режет".
5

adubrovskaya
22.09.2016 15:00
В кои-то веки живая речь в интервью. Лучше, чтобы спикер говорил заезженными, вышколенными фразами из стратегии развития банка?)))) а от англицизмов в современном мире никуда не деться) они с нами живут уже много лет ) тем более в речи людей, которые какое-то время учились или работали за рубежом, а также которые часто работают с иностранными партнерами

Дмитрий (Dimmonn) пишет:
"Клиентов не «драйвят» ". Неужели нельзя сформулировать это на русском языке ? Слух же "режет".
2

tosha_khoroshaya
22.09.2016 15:12
Очень хорошее интервью! Все понятно и по полочкам разложено! Супер!
1

sabatini5
22.09.2016 17:04
Анна (adubrovskaya) пишет:
от англицизмов в современном мире никуда не деться) они с нами живут уже много лет ) тем более в речи людей, которые какое-то время учились или работали за рубежом, а также которые часто работают с иностранными партнерами

Англицизмы неизбежны и приемлемы в тех случаях, когда для данного термина нет устоявшегося аналога в русском языке либо он неизвестен данному человеку в силу его специфичности и как раз того, что данный человек работал за рубежом. Но наша "элита" блистающая "преференциями" да "имплементациями" действительно раздражает.
Скорее это говорит о незнании иностранных языков и неуважении к родному.
7

Tar5
23.09.2016 00:01
Получать банковские услуги в салоне сотовой связи - большой риск. Отсутствие особых требований к работникам, низкий уровень их подготовки и образования.. и тд. Покупку ж/д билетов даже правильно не все осилят оформить. Человек , похоже, на земле не работал. Частенько приходят клиенты евросалона с проблемными переводами, ни получить, ни вернуть не могут.
1

Обучение

«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
12.05.2025
34946
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
07.05.2025
16505
Какие постройки на дачном участке надо регистрировать в 2025 году: объясняет юрист
Какие постройки на дачном участке надо регистрировать в 2025 году: объясняет юрист
07.05.2025
12901
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
05.05.2025
10906
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
04.05.2025
29702
Снегопады в мае 2025 года: как защитить растения на даче
Снегопады в мае 2025 года: как защитить растения на даче
03.05.2025
9663
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
02.05.2025
14579
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
01.05.2025
13217
Под видом вклада оформили страховой полис: как быть в такой ситуации и куда пожаловаться
Под видом вклада оформили страховой полис: как быть в такой ситуации и куда пожаловаться
30.04.2025
9574
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
29.04.2025
14081

Материалы по теме

Дмитрий Бувин, НСПК: «Мы делаем карту, выгодную для каждого»
«Мы не хотим быть маркетплейсом»
«Договориться с Лео Месси удалось достаточно быстро»
«Снижение ключевой ставки и розничных ставок — это позитивное движение»
Главная Новости Интервью «Клиентов не «драйвят» карты с мобильными бонусами»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+