Пассажиры в России массово застревают в аэропортах: кто заплатит за задержку

Дата публикации: 11.07.2025 12:30
2 040
Время прочтения: 2 минуты
Пассажиры в России массово застревают в аэропортах: кто заплатит за задержку

В первом полугодии 2025 года число длительных задержек авиарейсов уже сравнялось с объемами всего 2023 года, рассказали «Коммерсанту» в «АльфаСтраховании». Компания отслеживает пассажирские рейсы 30 российских авиакомпаний, на которые приходится порядка 97% всех регулярных перевозок.

Согласно статистике «АльфаСтрахования», в первой половине 2025 года число задержек свыше часа выросло к январю — июню 2024 года на 72% и составило 9,1% всех рейсов. Количество задержек от двух часов и более в первом полугодии увеличилось в два раза в сравнении с тем же периодом прошлого года и достигло 4,4% всех рейсов.

По словам главного редактора Avia.ru Романа Гусарова, основными причинами задержек являются погодные условия, неисправности воздушных судов, опоздания пассажиров. В 2025 году причинами массовых задержек и отмен стала угроза атак беспилотников.

Только за 5–7 июля авиакомпании из-за атак беспилотников отменили 485 и задержали 1,9 тысячи рейсов. Динамика объявления планов «Ковер» показывает стабильный рост, отмечает основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков. Если в 2023 году аэропорты из-за атак дронов закрывали около 50 раз, в 2024-м — менее ста, то только за пять месяцев 2025 года — уже более 200 раз, приводит статистику Патраков. 

На фоне роста числа задержек становится актуальным вопрос компенсаций. «АльфаСтрахование» за январь — май оформило более 37 тысяч страховых выплат — почти столько же, сколько за весь 2024 год. 10 тысяч выплат пришлись на май, средняя сумма компенсации составила 4 тысячи рублей. При этом в компании отмечают, что количество пассажиров, приобретающих страховые полисы, снизилось вдвое с 2023 года на фоне борьбы ЦБ с навязыванием дополнительных услуг при покупке авиабилетов.

В Европе при задержке рейса по вине перевозчика более чем на три часа пассажиры вправе требовать компенсацию в размере 250–600 евро. В России компенсации настолько незначительные (100 рублей за час), что пассажиры за ними не обращаются, говорит председатель «Союза пассажиров» Кирилл Янков. 

Сейчас подход к компенсации предполагает, что ожидание пассажира в аэропорту находится полностью в зоне ответственности авиакомпании. С учетом роста нестабильности это может стать непосильным для бизнеса, опасается главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.

Коллапс в аэропортах: можно ли защититься от задержки и отмены рейса

Дебетовые карты, по которым начисляются мили

Среди предложений банков существует отдельная группа так называемых тревел-карт, которые предназначены для часто путешествующих клиентов, поясняет аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина. По ним начисляется повышенный кэшбэк за оплату отелей, билетов или туров, скидки на соответствующие покупки, предлагается проход в бизнес-залы аэропортов. Также очень часто начисляются мили, которые затем можно потратить на билеты и сопутствующие услуги. Например, это следующие карты:

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты