Введение повышенного утилизационного сбора стало основной причиной резкого всплеска в октябре спроса на новые автомобили на российском рынке. Об этом заявил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
«В октябре рынок автокредитов вышел на пик года. Граждане ускорили покупку машин, стараясь зафиксировать цену до пересмотра пошлин, поэтому октябрь дал всплеск выдач. Банки отмечают, что рост носит разовый характер и напрямую связан с календарным фактором, а не со структурным улучшением спроса», — пояснил аналитик.
Он напомнил, что сегмент автокредитования рос стремительно в 2023–2024 годах, когда восстановление импорта и расширение модельного ряда стимулировали продажи. В 2025 году условия стали жестче из-за высокой ключевой ставки и регуляторных надбавок. Это делает автокредиты дороже и снижает доступность машин на кредитном рынке.
«В 2025 году портфель, по оценке НКР, превысит 3 триллиона рублей, а прирост составит 13–17%. После всплеска спрос остынет, но объемы останутся выше среднего уровня прошлых лет. Снижение ключевой ставки возможно не раньше декабря, поэтому кредитная нагрузка домохозяйств будет расти медленно. Рынок перейдет в фазу умеренного, более ровного роста без ажиотажных скачков. Дальше ключевыми факторами станут скорость снижения ставок, политика утильсбора и готовность банков брать риск на себя. Если регулятор пойдет на мягкое смягчение требований к капиталу и ставки начнут постепенно снижаться, автокредитование вернется к стабильной траектории. В противном случае рост портфеля сохранится, но будет оплачен ухудшением качества задолженности и более жесткой фильтрацией заемщиков», — прогнозирует Владимир Чернов.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и делиться своим мнением с другими









