Арбитражный суд Северо-Западного округа 28 октября рассмотрит кассационную жалобу Банка Москвы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 марта 2014 года и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июля по спору кредитной организации с налоговиками. Соответствующая информация размещена в карточке арбитражного дела.
Напомним, Банк Москвы пытался оспорить сначала в петербургском арбитраже, а затем в апелляционной инстанции решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 от апреля 2012 года в части доначисления банку налога на прибыль в сумме более 3,978 млрд рублей, пени и штрафа по этому налогу, а также налога на имущество и еще ряда налоговых пеней и штрафов в менее крупном размере.
Из материалов арбитражного дела следует, что в налоговом периоде 2011 года Банк Москвы дополнительно сформировал резервы на возможные потери по ссудам на общую сумму 65,098 млрд рублей. Данные резервы были учтены в бухгалтерском учете за 2010 год как корректирующее событие после отчетной даты. В целях налогового учета созданная сумма резерва была частично отражена налогоплательщиком в 2010 году — в размере почти 19,994 млрд рублей (предмет спора), а в остальной части (45,104 млрд) — в 2011-м. В целях корректировки расходов 2010 года банком были в 2011-м поданы три уточненные налоговые декларации за предыдущий год, которыми внереализационные расходы 2010-го были увеличены на сумму дополнительно созданных резервов в размере около 19,994 млрд рублей, причем величина задекларированных в данном периоде расходов была приблизительно эквивалентна налоговой базе по налогу на прибыль за данный период (19,908 млрд).
ФНС сочла нарушением учет банком расходов, подлежащих отражению в налоговом периоде 2011 года, в предыдущем году, когда указанные резервы еще не были созданы, и доначислила налог банку.
Банк Москвы в свою очередь ссылался на то, что корректировка ранее сформированного резерва в отчетности за 2010 год была осуществлена им на основании требования Центробанка. Также налогоплательщик, по данным суда, полагал, что корректирующее событие после отчетной даты может быть учтено в целях налогообложения в прошлом налоговом периоде.
Однако петербургский арбитраж указал, что налогоплательщик ошибочно отождествляет такие понятия, как «порядок формирования резерва» и «порядок признания резерва для целей налогообложения». Если порядок формирования резерва регулируется положениями банковского законодательства, то порядок признания резерва для целей налогообложения — исключительно положениями налогового законодательства, а оно исключает признание расходов на формирование резервов задним числом, разъяснил суд в мартовском решении.
Апелляционный суд в июле согласился с доводами арбитража по данному вопросу, однако постановил частично пересчитать в пользу банка пени и штрафы по налогу на прибыль.