• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все исследования

Банки и Интернет: новая реальность

Исследования
Дата публикации: 22.08.2011 00:00
20 124
Время прочтения: 14 минут
Автор
Ашманов и партнеры,
Ашманов и партнеры
Источник
Banki.ru
​

 

Содержание

  • Резюме
  • Репутация банков в Интернете
  • Потребители банковских услуг: онлайн и офлайн
  • Интернет-банкинг за рубежом: лидирующий канал
  • Мобильный банкинг за рубежом: будущее не за горами
  • Примеры продвижение банков за рубежом: сегментация
  • Поведение зарубежной аудитории
  • Герой дня: Wells Fargo
  • Анонс: «Банки и Интернет: Новая реальность», осень 2011

 

Резюме

Компания Ашманов и партнеры в информационном партнерстве с банковским порталом Banki.ru запускает регулярное (ежеквартальное) аналитическое исследование «Банки и Интернет: Новая реальность», цель которого — описать и проанализировать основные тренды развития банковского сектора, формирующиеся под влиянием распространения Интернета и мобильных технологий.

В аналитический отчёт вошли следующие блоки:

Упоминаемость банковских брендов в Интернете

«Репутация банков в Интернете» — регулярный мониторинг информационного пространства Рунета с помощью системы Крибрум, осуществляемый компанией Ашманов и партнеры, целью которого является анализ упоминаемости основных банковских брендов, оценка отношения интернет-аудитории к конкретным брендам и банковским продуктам.

Банки и потребители: различия офлайна и онлайна

Уже очевидно, что интернет-аудитория потребляет банковские продукты совершенно по-другому, чем люди, которые не пользуются Интернетом. Раздел посвящен особенностям поведения первой и второй группы россиян, а также связи между узнаваемостью бренда банка и посещаемостью его сайта.

Мировые тренды банковского маркетинга

Розничная банковская индустрия претерпевает заметные изменения, в данном разделе вкратце перечислены основные тренды, свойственные развитым рынкам и оказывающие наибольшее влияние на модель взаимодействия «банк-клиент».

Мобильный и интернет-банкинг

Если для России мобильный и интернет-банкинг — модный тренд, то для банковской розницы развитых стран эти каналы взаимодействия являются доминирующими. В разделе проанализированы особенности развития онлайн-банкинга в Европе и США.

Интернет-сайты зарубежных банков

В данном разделе рассмотрены примеры нестандартного подхода к построению банковского сайта зарубежными игроками. Описаны оригинальные идеи взаимодействия банка с клиентом с помощью новаторских решений в области дизайна и юзабилити.

Интернет-маркетинг зарубежной банковской розницы

Раздел содержит примеры продвижения зарубежных банков на определенные сегменты потенциальных клиентов в Интернете с использованием различных каналов, проведен анализ такого рода кампаний.

Зарубежные потребители банковских услуг

В разделе описаны актуальные особенности поведения потребителей банковских услуг на примере развитого рынка (США): тенденции изменения отношения к банкам, основные факторы принятия решений и т. д.

«Герой дня»

Рассмотрен один из флагманов розничного финансового рынка США — банк Wells Fargo: приёмы интернет-маркетинга, параметры аудитории, примеры позиционирования продуктов, проведен подробный аудит сайта. Редкий финансовый институт такого масштаба может похвастаться не только многочисленными успехами в онлайне, но и безоговорочным признанием Интернета основным каналом маркетинговой стратегии.

Wells Fargo — единственный американский банк из ТОП-5, которому удалось не просто поддержать, но и чуть увеличить удовлетворенность своими услугами среди клиентов в непростой для американской экономики период 2008—2010 гг. Очевидно, что маркетинговая стратегия с акцентом на Интернет сыграла в этом не последнюю роль.

В начало

 

Репутация банков в Интернете

Общие данные

Интернет играет важную роль в формировании имиджа банка среди клиентов и потенциальных потребителей банковских услуг, являющихся активными пользователями Сети. Упоминания банка российскими интернет-пользователями: блогерами, СМИ, форумчанами, участниками социальных сетей или его сотрудниками, говорят о популярности того или иного бренда среди пользователей Рунета.

<…>

Каждый из крупнейших российских банков с января по май 2011 года, в зависимости от известности своего бренда, упоминался пользователями Рунета от 110 до 55 000 раз. При этом, кроме положительных и негативных публикаций, отзывов или комментариев, часто встречались и нейтральные: зачастую, пресс-релизы или новости о значимых событиях, как для российской экономики в целом, так и для банковских клиентов в частности.

<…>

В марте 2011 года произошел существенный всплеск обсуждения банковской темы. Более половины всех высказываний и материалов имели ярко-выраженную эмоциональную окраску. Среди ключевых тем в марте были (общие формулировки):

— Евросеть выходит на IPO;
— Текущий год будет удачнее для Сбербанка;
— Антимонопольная служба разберется, навязывает ли Сбербанк заемщикам необязательные услуги по страхованию;
— В ВТБ 24 произошел масштабный технический сбой;
— Сотрудники ВТБ-24 ограбили банк;
— Сбербанк онлайн — худший банк в мире;
— Сбербанк сделал бесполезную программу для iPhone.

Упоминаемость банков

Количество упоминаний Сбербанка в Рунете превышает аналогичный показатель для занимающего второе место ВТБ почти в 3 раза.

<…>

По доле негативных отзывов лидерами являются Балтийский банк (42%), Банк Петрокоммерц (37%), Национальный банк Траст (33%). Все эти банки не достаточно часто упоминаются пользователями Рунета: не более 600 упоминаний для каждого за пятимесячный период. Кстати, чем менее обсуждаем банк — тем меньше в Сети встречается о нем нейтральных отзывов: чаще интернет-пользователи говорят о возникновении конкретной проблемы или делятся радостью, реже — в нейтральных информационных постах.

Балтийский Банк пользователи ругают за недостаток банкоматов, за сервис, за отдельные услуги: «Чем дальше, тем больше мне не нравиться Балтийский банк. Это ж надо такой геморрой с интернет-банкингом придумать! Ставить прогу для этого!», «Балтийский банк без уведомления ограничил суточные по моей карте. Ну, бред же! Зачем???» и др.

Петрокоммерц ругают за интернет-банкинг: «Онлайн-сервисы Петрокоммерц банка — каменный век. Отличный пример, как доставить максимум трудностей клиенту».

Одной из причин негативных упоминаний Национального банка Траст стал штраф за неправомерную рекламу.

<…>

Упоминания по источникам

Половина всех упоминаний ТОП-55 банков встречается в блогах, комментариях к ним и микроблогах: пользователи делятся опытом, рассказывают о возникших проблемах и их решении, делятся мнением о том, что лучше выбрать и т. д.

На социальные сети и тематические порталы приходится по 4% упоминаний банков в Интернете, 3% упоминаний банков ТОП-55 за электронными средствами массовой информации. Четверть упоминаний банковских брендов относится к иным площадкам: сайтам общей направленности, имеющим тематические разделы; иным сайтам, содержащим тематический банковский контент.

ОТП Банк является абсолютным лидером по доле упоминаний в социальных медиа. Так, на долю форумов, блогов, комментариев и социальных сетей пришлось 87% всего количества упоминаний.

<…>

Упоминание услуг и свойств банков

Система Крибрум позволяет ознакомиться с отношением аудитории к услугам тех или иных банков. Оценим наиболее распространенные из них: «Вклады» и «Кредиты».

Программы вкладов банка УБРР вызывают у пользователей наибольшую долю положительных отзывов: около 26% всего объема отзывов является положительными. Всего 1% уступил лидеру Банк Санкт-Петербург. Кит-Финанс и Восточный Экспресс Банк являются аутсайдерами ТОП-50, тем не менее, в рейтинг не вошли банки с еще более низким уровнем положительных упоминаний.

Балтийский Банк является неоспоримым «лидером» по негативному относительному отношению ко вкладам со стороны интернет-аудитории. Около 55% пользователей отзывается о данной услуге банка отрицательно. Рейтинг замыкает Русь-Банк с показателем 26%, большая часть высказываний о нем — нейтральны.

<…>

Наиболее обсуждаемые услуги: ТОП-20 банков

Наиболее обсуждаемыми в Интернете услугами банков ожидаемо являются: вклады, кредиты и пластиковые карты. Чуть реже пользователи упоминают ипотеку и инвестиции. К популярным темам для обсуждения также можно отнести call-центры, банкоматы, кредитование бизнеса и брокерские услуги.

<…>

В начало

 

Потребители банковских услуг: онлайн и офлайн

Портрет потребителей банковских услуг

Пользователями банковских услуг в России являются три четверти всех жителей старше 16 лет. Основная часть банковских клиентов — это россияне, которые прибегают к таким услугам по необходимости: оплата коммунальных платежей, государственных пошлин, штрафов; получение заработной платы на банковскую карту, оформленную работодателем, и др.

Пользователями банковских услуг в целом в 59% случаев являются женщины и в 41% — мужчины.

Женщины чаще являются пользователями «обязательных» банковских услуг, таких как осуществление коммунальных платежей, а при выборе дополнительных возможностей чаще руководствуются советами друзей или сотрудников банка.

<…>

Предпочтение российских пользователей по типу банковских продуктов

Согласно данным Комкон, около 69% всех пользователей банковских услуг в РФ посещают банковские отделения для оплаты счетов и совершения коммунальных платежей. Спрос на вторую по популярности банковскую услугу — пополнение и снятие денег с текущего счета продемонстрировали лишь 27% россиян, являющихся клиентами банка. Не более 15% совершают операции с депозитом — это третья по популярности банковская услуга в РФ.

<…>

13% россиян старше 16 лет (7,4 млн. чел.), пользуясь банковскими услугами, применяют Интернет для получения информации о банковских продуктах. При этом доступ к Сети сегодня имеет около 42% всех россиян. Распространение интернет-доступа в регионах России, рост доходов населения, постоянное совершенствование систем безопасности электронных банковских операций, расширение линейки услуг, предоставляемых в режиме онлайн, рост доверия аудитории к интернет-банкингу — все эти факторы способствуют существенному росту значимости Интернета не только в качестве инструмента поиска информации, но и одного из ключевых каналов потребления банковских услуг.

Основной потенциал развития, на наш взгляд, связан с ростом количества пользователей интернет-банкинга. К началу 2011 года в России услугой интернет-банкинга пользовалось около 2,1% россиян в возрасте старше 16 лет, хотя менее полугода назад их доля составляла всего 1%.

<…>

Предпочтения российских пользователей по бренду банка

Очевидно, что практически каждый россиянин, пользующийся банковскими услугами, знает бренд старейшего российского банка — Сбербанка (знание бренда — 93% среди пользователей клиентов банков). Несмотря на неизменные жалобы на длинные очереди, недружелюбность персонала и невысокие проценты, пользуются услугами этого банка не менее 82% всех пользователей банковских услуг, а около 82% всех российских вкладчиков держат открытый депозит в этом же банке.

<…>

Посещаемость сайта банка и знание бренда

Коэффициент корреляции, характеризующий взаимосвязь между посещаемостью сайта банка и уровнем потребления его услуг у интернет-аудитории (группа пользователей банковских услуг, использующих Интернет в качестве основного источника информации), составляет 0,9. Таким образом, наблюдаемая связь весьма сильна.

<…>

Если отдельно рассматривать группу российских пользователей интернет-банкинга, то эта категория потребителей является наиболее информированной: более половины называли 10 и более брендов банков.

<…>

Факторы, определяющие выбор банка россиянами

Все еще свежи воспоминания о событиях 2008 и даже 1998 гг., россияне хотят гарантий и безопасности, поэтому многие по-прежнему предпочитают хранить сбережения в денежном эквиваленте, нежели в виде депозита. Нет ничего удивительного в том, что надежность банка — ключевой фактор.

Итак, выбирая банк, пользователи банковских услуг руководствуются тремя основными критериями:
— надежность банка;
— удобное близкое территориальное расположение отделения банка;
— известность банка.

<…>

Интернет-банкинг все чаще становится определяющим фактором при выборе банка, в котором потребители принимают решение открыть счет или оформить карту. Это подтверждается и данными исследований компании Profi Online Research: почти треть всех мужчин и четверть женщин, проживающих в Москве и МО, считают наличие услуги «интернет-банк» определяющим критерием при выборе банка.

Для высокодоходной группы населения интернет-банкинг уже является необходимой услугой: около 38% москвичей и жителей МО с уровнем дохода выше 80 000 руб. рассматривают услугу в качестве важного преимущества банка. Более трети жителей региона с заработком от 25 000 до 80 000 руб. обязательно обращают внимание на наличие услуги интернет-банкинг, принимая решение, в каком банке лучше открыть счет.

<…>

Источники информации, влияющие на выбор банковских услуг российскими потребителями

Российские пользователи банковских услуг руководствуются тремя основными источниками информации: советами родных и знакомых (65%), консультациями специалистов (42%), информацией в Интернете (20%).

Для потребителей банковских услуг, использующих Интернет в качестве основного источника информации, двумя другими источниками также являются советы родных и знакомых (50%) и консультации специалистов (40%). Пользователи интернет-банкинга в 65% случаев для получения информации об услугах используют Интернет, в 48% — советы знакомых и в 43% — консультации специалистов.

<…>

В начало

 

Интернет-банкинг за рубежом: лидирующий канал

В течение двух последних лет банковские клиенты предпочитают интернет-банкинг другим способам коммуникаций со своим банком. Физическое посещение филиалов и отделений банков выбирают в основном клиенты старше 55 лет. Популярность совершения операций через банкоматы падает во всех возрастных группах.

<…>

В начало

 

Мобильный банкинг за рубежом: будущее не за горами

Довольно давно мобильный банкиг в большей степени ассоциировался с sms (и голосовым) банкингом, однако, те времена давно прошли, телефон стал не только средством общения, но полноценным многофункциональным устройством. Мобильный банкинг сегодня это и интернет-банкинг с помощью браузера, и работа с мобильными банковскими приложениями и в меньшей степени традиционный sms-банкинг.

<…>

В начало

 

Примеры продвижение банков за рубежом: сегментация

Работа с конкретными сегментами аудитории в Интернете — отличительная черта зарубежной банковской розницы. Один из наиболее эффективных инструментов — микросайты, созданные в соответствии со спецификой целевой аудитории и «говорящие» с потенциальным клиентом на одном языке, а также предлагающие удовлетворение именно его специфических нужд.

Bank of America — Morris on campus

Bank of America уверенно удерживает первое место на рынке среди студентов США по двум банковским продуктам: ведение чековых счетов и кредитные карты.

«Моррис в кампусе» — это шоу в формате коммуникации со студентами на том языке, который они понимают лучше всего.

Награда Ассоциации интернег-маркетинга Internet Advertising Awards: лучший сайт банка в 2009 году.

<…>

В начало

 

Поведение зарубежной аудитории

Никакой лояльности

<…>

По данным национального Индекса финансовой безопасности, подавляющее большинство жителей США заявляет, что любое увеличение банковских взносов и комиссий заставит их размышлять о перемещении средств в иные организации. 64% потребителей уже практически готово расстаться со своим финансовой организацией, если столкнутся с новыми расходами.

Наименее лояльными являются люди моложе 30 лет, среди которых 71% заявили о готовности подобрать новый банк для размещения своих финансов. Среди аудитории в возрасте от 30 до 49 таких людей также немало — 68%. Наиболее лояльны к текущим банкам пожилые люди.

<…>

Алчность банков усугубляет ситуацию в отрасли

По данным ежегодного исследования компании Edelman «Доверие к финансовым услугам», проводимого в США, почти половина потребителей отмечает снижение доверия к услугам финансовых организаций. Ключевыми составляющими репутации в банковской сфере, по мнению клиентов, являются «добросовестные взаимоотношения» и «прозрачность».

Среди 46% тех, чье доверие снизилось, 57% отмечают, что это связано с жадностью банков. В то же время 18% заявили, что «сама отрасль делается только хуже».

<…>

В начало

 

Герой дня: Wells Fargo

В этом разделе рассмотрен один из флагманов розничного финансового рынка США — банк Wells Fargo. Редкий финансовый институт такого масштаба может похвастаться не только многочисленными успехами в онлайне, но и безоговорочным признанием Интернета основным каналом маркетинговой стратегии.

<…>

В начало

 

Анонс: «Банки и Интернет: Новая реальность», осень 2011

В очередном отчете «Банки и Интернет: Новая реальность. Осень 2011», который готовится к публикации в сентябре-октябре 2011 года, в частности планируется уделить внимание следующим темам:

КРИБРУМ, ИЮНЬ-АВГУСТ 2011

Новые данные автоматического мониторинга Интернета за период с июня по август 2011 года включительно, анализ динамики упоминаемости банков и банковских продуктов. Расширенный рейтинг банков, анализ динамики обсуждаемости по источникам, анализ изменений эмоционального фона информационной среды и т. д.

БАНКИ И ПОТРЕБИТЕЛИ: РАЗЛИЧИЯ ОФЛАЙНА И ОНЛАЙНА

Новые данные и сравнения офлайн и онлайн-потребителей банковских услуг, моделей поведения, отношения к рекламе банков, банковским продуктам. Анализ взаимосвязи между обсуждаемостью банков в Сети и посещаемостью интернет-сайтов. Анализ динамики изменений предпочтений и поведения аудитории, оценка динамики развития новых видов банкинга в России.

ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Анализ видов активности российских банков в Интернете, оценка эффективности продвижения, обзор типичных ошибок, примеры удачных маркетинговых приемов. Экспертные рекомендации по эффективному продвижению банков в Рунете.

САЙТЫ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

Обзор текущей ситуации, сложившейся вокруг сайтов банков в Рунете. Обобщенный анализ проблем, функциональных и дизайнерских упущений, не позволяющих сайтам банков работать в полную силу.

ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКОВ

Обзор наиболее интересных решений, относящихся к дизайну, функционалу и юзабилити интернет-сайтов представителей зарубежной банковской розницы.

ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ ЗАРУБЕЖНОЙ БАНКОВСКОЙ РОЗНИЦЫ

Обзор примеров продвижения зарубежных банков в Интернете с использованием различных каналов интернет-маркетинга.

«ГЕРОЙ ДНЯ»

Подробный анализ маркетинговой стратегии одного из крупных зарубежных банков в Интернете: приемы интернет-маркетинга, примеры позиционирования продуктов, примеры проведения рекламных и PR-кампаний в Интернете, анализ эффективности онлайн-мероприятий.

В начало

 

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
07.05.2025
5614
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
07.05.2025
4758
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
05.05.2025
6878
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
04.05.2025
25297
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
03.05.2025
6276
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
02.05.2025
11496
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
01.05.2025
11100
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
30.04.2025
8552
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
29.04.2025
13037
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
28.04.2025
117574

Материалы по теме

Рейтинг российских банков за 2023 год
Топ-10 самых прибыльных вкладов на три месяца
Где оформить автокредит на подержанный автомобиль без первоначального взноса и каско: рейтинг Банки.ру
Рейтинг российских страховых компаний за 2023 год
Главная Новости Исследования Банки и Интернет: новая реальность
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+