Без оценки
15.03.2013, в конце рабочего дня я пришел в головной офис банка «Траст» на Спартаковской, 5с1 с целью закрыть свой один мультивалютный счет, срок которого истек десять дней назад и получить наличные. За каких-то 25 минут мне сделали целых 5 расходных ордеров, с которыми я пошел в кассу. Там мне выдали все деньги, включая валютные составляющие вклада, в рублях по курсу банка пятитысячными купюрами (несколько десятков купюр). Кассир два раза пересчитала пачку с помощью машинки для счета купюр, перетянула резинкой для денег и передала мне с корешками расходных ордеров.
Эти деньги я сейчас же решил положить на счет «до востребования» в Сбербанке, который находится в 300 метров от банка «Траст» на Нижней Красносельской, 43. В отделении Сбербанка кассир принял у меня деньги, полученные 5 минут назад в банке «Траст», пересчитал их на машинке для счета купюр, машинка несколько раз не пропустила одну купюру. Кассир и несколько других сотрудников Сбербанка рассмотрели купюру с помощью специального оборудования и пришли к заключению, что купюра содержит ряд признаков подделки (по их словам достаточно плохого качества, очевидно, по их мнению, фальшивая). Купюру у меня изъяли на экспертизу, выдав мне справку о приеме на экспертизу сомнительных денежных знаков, а также ксерокопию с двух сторон купюры.
Я впервые сталкиваюсь с подобной ситуацией в принципе, я поспешил обратно в банк «Траст» для того, чтобы мне объяснили как такая ситуация возможна. Так как рабочий день в банке закончился, еще в то время когда я получал деньги в их кассе, то банк был уже закрыт. На мои настойчивые звонки, опер.зал открыл сотрудник, которому я объяснил ситуацию, показывая справку из Сбербанка. В процессе моего эмоционального и на повышенных тонах (но без оскорблений) объяснения, ко входу подошли другие сотрудники, в том числе кассир, который выдавал мне деньги. Мне предложили зайти в опер.зал, кассир зачем-то сразу же мне предложила 5 тысяч рублей «из своих денег», которые я, конечно же, не взял. Другая сотрудница, по всей видимости старшая опер. зала, сказала, что это не выход из положения, банк мне ничего не должен и, по ее словам, «в данной ситуации я ничего не смогу доказать, так как я уже выходил с деньгами из опер. зала и, возможно, заменил купюру». Данным заявлением сотрудник банка сразу же обозначил позицию в этом конфликте, что ошибка банка не возможна, а я – мошенник и закон на стороне банка. После этого я вызвал полицию, а сотрудники банка свою службу безопасности.
Пока я ждал приезда полиции в опер. зале, сотрудники службы безопасности и другие сотрудники банка грубо, на мой взгляд, предлагали мне покинуть помещение, мотивируя это тем, что рабочий день уже закончился. На просьбу представиться, сотрудник службы безопасности отвечал отказом, когда я включил видеокамеру на своем телефоне, он запретил мне снимать, агрессивно приблизившись ко мне. После чего он сказал, что вызванному мной наряду полиции все присутствующие сотрудники напишут заявление, что я им всем якобы угрожал.
В течении всего времени, пока я ожидал приезда полиции, на меня оказывалось сильнейшее психологическое давление со стороны службы безопасности и сотрудников банка, высказывались предположения в мой адрес, что я специально подменил купюру, что справка из Сбербанка, по словам одного из сотрудников, является «филькиной грамотой, так как там нет круглой печати» и, якобы, «он таких справок может сделать сколько угодно». Мне предлагали обращаться в суд и любые другие инстанции, «в любом случае, доказать я ничего не смогу, так как я уже вышел с деньгами из банка». На вопрос, как мне в будущем обезопасить себя от подобной ситуации мне было предложено не доверять банку и проверять подлинность купюр не отходя от кассы (не пояснив мне, каким способом). Кассир так же заметила, что сама часто оказывалась в такой ситуации, получая деньги в кассах банка, что меня очень удивило, так как я, в свои 33 года, столкнулся с такой ситуацией впервые.
Сотрудник банка предложил мне написать заявление в свободной форме о случившейся ситуации. Пока я писал заявление, приехали сотрудники полиции, но ничего, кроме психологической поддержки они мне предложить не смогли. В приватной беседе, после выхода из банка полицейские мне посочувствовали, сказав, что доказать будет что-то не возможно, но если я желаю провести оставшийся вечер пятницы в написании заявления в полиции – то они могут меня подвезти.
Сейчас, вечером того же дня, осмысливая эту ситуацию, я понимаю, что во-первых я еще легко отделался тем что фальшивая купюра была только одна в пачке, а не, скажем, 10 штук, что для меня было бы ощутимой суммой.
Во-вторых, клиенты банка абсолютно никак не защищены от получения фальшивых купюр из кассы банка, точно так же как где-нибудь на колхозном рынке. Каждый клиент должен иметь с собой устройство для проверки фальшивости купюр и не только пересчитывать деньги не отходя от кассы, но и проводить экспресс-экспертизу десятков и сотен получаемых купюр.
Я, пожалуй, никогда не чувствовал себя настолько униженным, как сегодня. Я привык доверять банкам, я сам работал в банковской сфере 4 года. Я даже никогда не слышал что такое в принципе возможно. Эта сумма для меня не так значительна, но то, каким способом пытался банк разрешить конфликтную ситуацию меня просто поразила.
Я не считаю, что конфликт исчерпан. Купюра находится сейчас на экспертизе, по всей видимости (в чем однозначно меня уверили сотрудники Сбербанка) ее признают фальшивой и, по всей видимости, мне придется тратить свое время на дальнейшие разбирательства.
Вся эта ситуация показала мне, насколько клиент банка беззащитен перед такой ситуацией. Да, мне можно не верить, но технически такая ситуация теоретически возможна по различным гипотетическим причинам, например неисправности оборудования проверки или подлога кассира. Но, как и на базаре, доказать клиент ничего не сможет, зато от сотрудников банка узнает о себе много нового.
Будьте осторожны при получении наличных в кассе банка «Траст»!
Руководству банка «Траст» предлагаю повесить для клиентов объявление около кассы с текстом «Банк не гарантирует подлинность выдаваемых купюр. Проверяйте полученные купюры на предмет подлинности не отходя от кассы».
Администратор народного рейтинга
2013-03-19T15:15:00+04:00
Давайте все же дождемся результатов экспертизы и других более веских доказательств случившегося. А пока без оценки.
Траст
2013-03-18T17:06:00+04:00
Добрый день! Оснований считать, что сотрудник Банка выдал Вам фальшивую купюру у нас нет, т.к. при выдаче денежных средств купюры просчитываются на счетно-сортировальных машинах с функциями проверки машиночитаемых признаков банкнот. В связи с тем, что Вы оказывали серьезный психологический прессинг на сотрудников Банка, кассир действительно был готов отдать Вам свои деньги с целью избежания скандала, однако это никак не связано с подозрением на выдачу Вам фальшивой купюры.
Осуществление видеосъемки гражданином в помещении Банка может осуществляться только с письменного согласия уполномоченного на это сотрудника Банка.
С уважением,
Елена Станецкая -
Директор управления по работе с обращениями клиентов НБ "ТРАСТ" (ОАО)