25.08.2007 г. я приобрела в кредит мебель в магазине IKEA «Теплый стан». При этом был оформлен договор с OOO КБ «Ренессанс Капитал» (в дальнейшем — Банк) и выдана кредитная карта. В настоящее время кредит погашен полностью и, насколько мне известно, претензий ко мне по этому кредиту со стороны Банка нет.
13.12.2007 г. мне пришло письмо, в котором сообщалось о задолженности по кредитной карте в размере 971 руб. 67 коп., плюс начисленные проценты в сумме 17 руб. 86 коп. Я позвонила в Банк и мне сказали, что в конце октября 2007 г. в магазине IKEA был оплачен кредитной картой товар на эту сумму.
При выдаче карты мне было сказано, что она необходима при оплате кредита. Именно так и только так я ее и воспринимала. Поэтому сама карта все время находилась в моем сейфе на работе, а для оплаты кредита у меня были записаны номер карты и номер договора. Таким образом, я абсолютно уверена в том, что не пользовалась этой картой для оплаты товаров и услуг. Никто другой также не мог ею воспользоваться. Более того, в IKEA невозможно приобрести товар на эту сумму т. к. таких цен (с копейками) там просто нет.
20.12.2007 г. в представительстве Банка в IKEA мною было написано «Заявление на урегулирование претензионной ситуации». Однако письма и звонки с требованием оплаты продолжались. Поэтому в январе я поинтересовалась ходом расследования по моему заявлению. Оказалось, что в Банке никакого заявления нет (но у меня на руках есть его копия). Поэтому 07.02.2007 г. мною было написано еще одно заявление в том же представительстве. Его копия так же имеется.
Далее я пыталась как-то контролировать ход расследования всякий раз после письма или звонка. Должна отметить плохую согласованность работы различных подразделений, выражавшуюся в том, что всегда для всех сотрудников, с кем я беседовала, было откровением, что, оказывается, есть от меня заявление. Всегда мне приходилось рассказывать всю историю сначала. Они понятия не имели, что ведется расследование.
Письма и звонки из Банка продолжаются до сих пор. Теперь расследование закончено (естественно, в пользу Банка) и от меня требуют погашения долга. Я была проинформирована письмом, что сведения об этой ситуации направлены Банком в Бюро кредитных историй и Банк будет судебным порядком взыскивать с меня долг. На мой вопрос о том, какая же доказательная база имеется у Банка, было сказано, что никакая база не требуется. Все расследование, оказывается, заключалось лишь в сверке цифр в самом Банке. По сути, Банк просто утверждает, что платеж был. Само это утверждение, по логике Банка, является и доказательством. Со стороны разговаривавших со мной сотрудников звучали предложения выплатить долг, а потом разбираться. Должна отметить, что не сделаю этого по двум причинам. Во-первых, принципиально, если не должна — ничего платить не буду. Во-вторых, такая оплата могла бы послужить косвенным подтверждением признания мною этого долга для возможного дальнейшего судебного разбирательства.
В своем заявлении я просила рассмотреть данную ситуацию и принять меры по прекращению моего преследования. И требовала в течение месяца предоставить мне следующие документы:
1. Официальное письмо за подписью руководителя соответствующего подразделения, подтверждающее отсутствие любых долгов Банку с моей стороны.
2. Официальное письмо за подписью руководителя соответствующего подразделения, подтверждающее внесение Банком исправлений в мою кредитную историю в Бюро кредитных историй.
3. Официальное письмо за подписью руководителя соответствующего подразделения, подтверждающее закрытие моего счета в Банке.
Сегодня я получила ответ от Елены Никишкиной, начальника Управления Обслуживания клиентов Ренессанс Кредит (или от того человека, который пишет за нее ответы). Вот цитата: "Ваше заявление на опротестование транзакции рассмотрено, в результате Банк признал данную операцию действительной. Соответственно, справку об отсутствии задолженности и закрытии Вашего счета Банк сможет предоставить только после полного погашения задолженности по карте." Таким образом, банк фактически, как я и говорила выше, считает себя истиной в последней инстанции, не оставляя мне другого выбора, кроме предъявления судебного иска. Возникает подозрение, что такие действия банка носят системный характер. Вполне вероятно, небольшие суммы раскидываются по клиентам намеренно - это дополнительный доход. И немалый. Ведь если бы я пользовалась этой картой для оплаты других товаров, то эта сумма затерялась бы среди других. И я заплатила бы. Но тут - какая жалость - другая ситуация. Но банк не может признать свою вину, ведь это может повлечь за собой лавину. А между тем доказать он в моем случае ничего не может. Главного доказательства - чека с моей подписью - у них нет и быть не может.