Россия собирается открыть рынок для филиалов иностранных страховщиков. Какие условия ждут иностранный бизнес и как может измениться рынок с приходом новых игроков?

К принятию готовится ряд поправок, которые направлены на выполнение обязательств по допуску филиалов иностранных юридических лиц из государств — членов ВТО, предусмотренных федеральным законом от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ. Предполагается, что на российский рынок страховщиков выйдут зарубежные компании — за счет создания на территории нашей страны соответствующих филиалов. Что изменится с точки зрения конкуренции?

С одной стороны, есть основания полагать, что она усилится. Однако данный процесс сопровождается общим снижением интереса иностранных страховщиков к России, которое наблюдается последние несколько лет. За последние 8—10 лет доля иностранного капитала в российском страховании снизилась более чем в 2 раза. Это сказывается и на сокращении количества страховщиков.

Дополнительное препятствие для зарубежных игроков — санкционная политика Запада. С учетом всех условий и сложностей прийти на российский рынок могут только крупные игроки — возможно, мощные страховые группы из Азии. Европейский бизнес все последние годы продавал свои дочерние компании, довольно долго работавшие в России.

Тем не менее на рынке есть пространство для этих новых игроков, которые, возможно, принесут новые технологии: азиатские «гранды» с точки зрения технологического развития бизнеса, использования цифровых инструментов и передовых возможностей гораздо более продвинуты, чем большинство российских страховых компаний. Например, один из технологических трендов, характерных для азиатских компаний, — интеграция с крупными платформами, такими как Alibaba. Это позволяет внедрять услуги страхования в покупательский сектор без каких-либо сверхусилий и с минимальными издержками, что пока довольно сильно отличает азиатские компании от российских. А ведь наиболее передовые страховщики сейчас в принципе ориентированы на прямые продажи, применение чат-ботов и продажу услуг через мобильные приложения.

Азиатские страховые компании также все активнее используют искусственный интеллект для анализа больших данных, что позволяет оптимизировать бизнес-операции, выявлять мошенничество, корректировать ценообразование в зависимости от рисков, упрощать рассмотрение претензий. Наиболее инновационные компании внедряют в свою работу технологии блокчейна, внимание к которому объясняется ростом числа случаев страхового мошенничества, потребностью в большей прозрачности и более надежных системах. Среди других, мало затронувших нас трендов — использование Интернета вещей для расчета рисков, цены страховки и страховых сумм (например, за счет установки соответствующего устройства в автомобиль, как в ОСАГО).

В Азии распространяется практика страхования самозанятых — от разработчиков до водителей такси, и это все доступно любому за счет максимального сокращения издержек на привлечение клиента и работу с ним. Интересно, что сейчас в России самозанятых становится все больше, некоторые выходят из тени благодаря новому режиму налогообложения. Возможно, в результате как раз образуется необходимая новая ниша. В общем, перспективы довольно широки, вопрос только в том, насколько интересными зарубежным компаниям покажутся условия работы.

Если же в целом говорить об отличиях российских и зарубежных страховых компаний, то у последних более высокий уровень сервиса и более широкий ассортимент страховых продуктов, притом что тарифы в среднем ниже. Если они выйдут на рынок, отечественным компаниям придется подтягивать качество, а кому-то — и уйти с рынка. Останутся самые сильные и гибкие. Это хорошо как для страхового рынка, так и для клиентов.

В законопроекте достаточно полно и подробно расписаны условия работы для иностранцев. По сути, они должны будут пройти полное лицензирование — как все вновь создаваемые страховые бизнесы в России. К головным компаниям будут предъявлены определенные требования. Только при условии их исполнения можно будет напрямую осуществлять страховую деятельность у нас. Самый интересный аспект законопроекта — размещение страховых резервов, полученных иностранным страховщиком в результате деятельности в России. Они будут регулироваться по правилам национального законодательства, то есть в этой части российское законодательство не будет распространяться на зарубежные компании. Предполагаю, что это даст определенное преимущество иностранным игрокам, потому что здесь они смогут избежать регулирования со стороны ЦБ РФ. Возможно, они смогут использовать более доходные инструменты и будут получать больше прибыли от страхования в России.

Из формальных требований: необходим значительный размер активов, компания должна быть зарегистрирована на территории своего государства на протяжении продолжительного времени, нужно иметь опыт работы через филиалы в других иностранных юрисдикциях. И самое главное: обязательно наличие соглашения между органами страхового надзора, чтобы можно было обеспечить обмен информацией между ЦБ РФ и регулятором той страны, где страховщик ведет свою деятельность.

Что касается обеспечения финансовой устойчивости, то для работы на российском рынке иностранным страховщикам придется открывать специальные счета, внести гарантийные депозиты и поддерживать их в надлежащем размере — в зависимости от финансовых показателей. Данные средства резервируются и могут быть использованы для покрытия требований страхователей в случае, если иностранный страховщик решит уйти с рынка. То есть это дополнительная финансовая гарантия, что российские клиенты не останутся без выплат.

В числе других ограничений — запрет на допуск иностранных компаний к тем видам страхования, которые оплачивается из государственных бюджетов разных уровней, в том числе к обязательному страхованию, а также по тем договорам, где фигурируют сведения, содержащие государственную тайну. То есть иностранцев допускают на коммерческий рынок, где они смогут работать во всех сферах, за исключением перечисленных. Есть отдельная оговорка о том, что зарубежные компании будут вправе заключать договоры ОСАГО — это единственная возможность, сделанная для этого вида страхования, который является массовым и очень востребованным.

Таким образом, на иностранные компании будет распространяться почти весь надзорный инструментарий, а также дополнительное требование по наличию гарантийного депозита. В общем-то, ЦБ РФ сможет в любое время проверять филиалы зарубежных страховщиков и при необходимости применять к ним различные меры контроля, в том числе приостанавливать деятельность, отзывать лицензию и т. д. По сути, филиал зарубежной компании с точки зрения требований к организации деятельности, менеджменту, взаимодействию с клиентами, наличию внутренних нормативных актов, правил контроля качества и всего остального ничем не должен отличаться от российского страховщика. Единственная особенность деятельности иностранных филиалов будет состоять в том, что зарубежный страховщик, который в России работает через филиал, не связан ограничениями в части размещения страховых резервов и собственных средств, в то время как к российским страховым компаниям ЦБ РФ применяет достаточно жесткие требования.

Можно заключить, что с точки зрения юридической техники законопроект выглядит достаточно проработанным. Конечно, он содержит отсылочные нормы к регулированию, которое будет установлено на уровне подзаконных актов, — это обычная для России практика. Сам закон ориентирован на установление общих норм.

Отдельный момент — сроки рассмотрения документа. Законопроект требуется принять до августа текущего года — Россия должна это сделать в соответствии с принятыми обязательствами, и фактически все происходит в последний момент. При этом именно сейчас все страхи отечественного бизнеса, связанные с появлением на рынке крупных иностранных компаний, почти сошли на нет, потому что вся сфера находится в крайне минорном состоянии. Это связано с целым рядом причин: экономическая ситуация, государственная политика и т. д. Иностранцы также поняли, что в России не самый привлекательный страховой рынок, чтобы инвестировать в него значительные средства. Вот почему особенно интересно посмотреть, кто попробует использовать открывшиеся возможности после принятия законопроекта.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции