Кредит не отоварился

Кто должен платить по кредиту за неполученный товар

Дата публикации: 04.06.2019 00:02 Обновлено: 04.06.2019 00:19
18 365
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Ситуации, когда клиент берет кредит на покупку товара, но по какой-либо причине этот товар не получает, не редкость. Долг перед банком при этом остается, а вместе с ним и просрочка и испорченная кредитная история. Кто виноват, как себя вести и нужно ли платить по такому кредиту?

В апреле пользователь Банки.ру под ником Railnur оформил онлайн-кредит в HomeCredit на покупку телефона в магазине «М.Видео». «При получении товара магазин отказал мне в его выдаче в связи повреждением паспорта. Заказ был отменен, на стойке кредитования мне сказали, что кредит будет аннулирован. Прошло уже 2 месяца, но кредит так и не был отменен. Звонки и письма в поддержку не особо помогают», — писал Railnur в конце мая в «Народном рейтинге» Банки.ру. (Здесь и далее сохранена орфография и пунктуация авторов отзывов.)

«15 марта я оформила кредит на товар, который не смогла получить по технической причине магазина. Я оставила заявку на аннулирование кредита в мобильном приложении», — рассказывала пользователь Ag.Shulgina. Процесс аннулирования затянулся на месяц, и по кредиту списали ежемесячный платеж.

Подобная ситуация — когда кредит есть, а товара нет — может сложиться по множеству разных причин. Товара не оказалось в наличии, он был утерян или поврежден при доставке, его пришлось вернуть из-за брака, произошла ошибка при оформлении договора купли-продажи и т. д. А кредитный договор уже заключен, и он действует. По долгу начисляются проценты, и если не платить, то накапливается просрочка, начинаются звонки из банка, а затем и от коллекторов.

Кто виноват?

При покупке товара в кредит заключаются два договора: кредитный — с банком, купли-продажи — с продавцом. При этом банк и продавец вообще могут не быть связаны друг с другом. Поэтому неисполнение продавцом своих обязательств по договору не отменяет обязательств заемщика перед кредитной организацией.

«В целом описанная ситуация — это риск клиента. Аналогичное положение может возникнуть и при расчете наличными денежными средствами, когда продавец товара/услуги не выполнит своих обязательств в рамках соответствующего договора, при этом клиент произведет оплату», — отмечает директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка Александр Воронин.

Поскольку продавец не выступает стороной в кредитном договоре, то и инициировать его аннулирование он не может. «Банк в данном случае в расторжении договора не заинтересован, так как необходимость платить по кредитному договору никак не привязана к получению товара покупателем», — обращает внимание гендиректор юридической компании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов. Получается, покупатель — единственное заинтересованное лицо, и инициировать расторжение договора должен он сам.

Что делать?

Пока кредитный договор не аннулирован, покупатель остается заемщиком банка и должен вносить платежи до урегулирования ситуации. Иначе будет расти просрочка, что чревато испорченной кредитной историей и передачей долга коллекторам.

Некоторые банки могут аннулировать кредитный договор автоматически, если продавец выдачу товара не подтвердил. «Тем не менее клиент должен убедиться в том, что это (аннулирование договора. — Прим. ред.) произошло <…>. Операция оформления кредита и операция перечисления денег в счет оплаты товара — это разные операции. И несмотря на то, что оплата не произошла, кредит был выдан и денежные средства находятся на счете клиента», — констатирует заместитель председателя правления ОТП Банка Александр Васильев.

В случае неполучения товара или срыва сроков доставки, а также при возврате или обмене покупки ждать, что банк автоматически расторгнет ваш кредитный договор, не стоит, считает руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина. Если покупатель уже оплатил товар за счет кредитных средств, но по каким-то причинам его не получил, он может обратиться в магазин с уведомлением об отказе от договора купли-продажи на основании пункта 1 статьи 463 ГК РФ и потребовать у продавца погасить задолженность по кредитному договору перед банком и компенсировать оплату процентов по кредиту. Затем с копией этого документа заемщику нужно обратиться в банк с заявлением о расторжении кредитного договора, добавляет Ручкина.

Если продавец отказывается вернуть сумму с уплаченными по кредиту процентами, покупатель может подать судебный иск. В требования можно включить как цену товара и уплаченные проценты, так и моральный вред — ущерб кредитной истории и репутации, добавляет Валерий Глазунов.

В случае с Railnur и Ag.Shulgina все закончилось относительно благополучно. Договор банк аннулировал и кредитную историю поправил. Однако подобные истории повторяются и будут повторяться, потому что продавец не несет ответственности за кредит, взятый покупателем, а банку инициировать расторжение договора нет резона.

Евгения ОГУРЦОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

«При получении товара магазин отказал мне в его выдаче в связи повреждением паспорта. Заказ был отменен, на стойке кредитования мне сказали, что кредит будет аннулирован.
Из отзыва неясно как был поврежден и был ли поврежден паспорт.Если паспорт явно поврежден был на момент выдачи кредита, то и кредит выдать не должны. Если после- только явные повреждения (залит. изорван . нечитаемы формы защиты в проходящем и ульрафиолетовом свете). Если помят уголок,потрепан-это не основание для отказа.Магазин не экспертное бюро. Потерпевшему надо провести экспертизу паспорта,если порча была неочевидна.Можно обратиться в паспортный стол. В случае если паспорт признают действительным-требовать компенсацию с магазина за необоснованный отказ в обслуживании. В полиции кстати тоже любят штрафовать за якобы непрезентабельный паспорт,поэтому требуется участие опытного юриста документоведа. Самое главная ошибка-такие взаимодействия надо обязательно записывать на диктофон и по возможности на видео. Ведя деловые переговоры вы вправе не уведомлять о записи по крайней мере на диктофон. не о личной жизни же беседа,если являетесь ее участником.
При покупке в кредит гораздо проще покупать по кредитке( да процент выше, но там хоть с передачей товара проблем нет) а вообще ситуации разные
1

aster-max
04.06.2019 10:14
Кто виноват - виноват неразумный покупатель, который должен ходить с кнопочным бабушкофоном, но нет, ему же нужны понты )))))))))))
Покупать ТЕЛЕФОН в кредит - это фэйл.
8

aprol
04.06.2019 11:48
...кредит был выдан и денежные средства находятся на счете клиента», — констатирует заместитель председателя правления ОТП Банка Александр Васильев.


Насколько я знаю, "клиент" живых денег НЕ ВИДИТ, Банк напрямую зачисляет денежные средства на счёт продавца!
То есть продавец является стороной договора займа? Или где?
3

Znatok01
04.06.2019 12:00
aster-max пишет:
Кто виноват - виноват неразумный покупатель, который должен ходить с кнопочным бабушкофоном, но нет, ему же нужны понты )))))))))))
Покупать ТЕЛЕФОН в кредит - это фэйл.


Ситуации у всех разные, не нужно обобщать. Я, например, могу себе позволить купить новый смартфон за собственные средства, но намеренно оформляю кредит (программы рассрочки) на короткий срок. Плюсы: (1) переплаты нет, (2) свои деньги можно использовать по-другому для заработка, (3) улучшена кредитная история.

Это я к чему: не нужно однобоко смотреть на покупку телефона в кредит.
1

dmitrygum
04.06.2019 12:03
А разве POS-кредит не является договором трёхсторонним? Кредит перечислен не физлицу-покупателю, а сразу на счет продавца. Соответственно при отказе от купли-продажи магазин обязан вернуть средства обратно кредитору, а кредитор - закрыть кредитный договор.
По крайней мере у меня так и было, бан сказал что для всех POS есть беспроцентный холд на 14 дней как раз из-за возможности вернуть товар покупателем и отменить кредит.
Если банк что-то требует - жаловаться регуляторам и идти в суд, причем сразу на двоих ответчиков. Пусть сами разбираются. Но это личное мнение и отчасти личный опыт.
0

Материалы по теме