На круглом столе, организованном при участии телецентра портала Банки.ру, компания Xerox предложила представителям известных российских банков сэкономить на документообороте. Банкиров, как выяснилось, голыми руками, а также словами не возьмешь. Им требуются доказательства в виде шаблонов или оптимизированных бизнес-процессов. Чтобы доказать, что отечественные банки не лыком шиты в области оптимизации процессов обработки документов, ВТБ 24 даже вызвал Xerox на соревнование.
Xerox утверждает, что может сэкономить банкам от 10% до 80% средств, которые они тратят на обработку слабоструктурированной информации. То есть писем или документов, плохо поддающихся обработке за счет стандартных или даже кастомизированных решений по извлечению информации с бумаги.
Средний процент экономии, по словам Михаила Лагутина, руководителя отдела аутсорсинга документоемких процессов Xerox Russia, составляет от 20% до 30%. Чтобы назвать более точные цифры, необходимо специальное исследование: оценив эффективность бизнес-процессов, связанных с документооборотом, эксперты Xerox определяют, сможет ли заказчик сэкономить благодаря передаче обработки документов на аутсорсинг и сколько именно.
Банки требуют доказательств. За счет чего экономия? Если за счет оптимизации каких-то конкретных бизнес-процессов, то каких? И в какую сторону их оптимизировать, учитывая, что в банках все потоки ключевых документов идут через конкретные банковские приложения, поэтому оптимизированы уже давно — можно сказать, с момента запуска в промышленную эксплуатацию автоматизированной банковской системы? Если же Xerox имеет в виду какие-то секретные ноу-хау, то чем технологии этой компании лучше, чем у конкурентов, таких как ABBYY, предлагающих системы распознавания текста и изображений?
Лагутин против того, чтобы Xerox сравнивали именно с поставщиками технологий — распознавания, документооборота или каких-то иных. «Мы не продаем решения. Мы продаем результат процесса обработки документа», — заявил он.
При этом и ноу-хау, и технологии у компании, конечно же, есть.
«Для того чтобы упростить процесс обработки документов, Xerox использует свои ноу-хау, в частности гибридный категоризатор документов», — признался Лагутин.
Категоризатор — программное решение, позволяющее по изображению или тексту документа определить, к какому типу он относится. Это дает возможность избежать ошибок при попытке распознавания неструктурированных документов и рассортировать их на анкеты, формы, письма и т. п. По утверждению Лагутина, технология способна категоризировать и фотографии. Например, отбирать те, на которых изображен человек. Точность категоризации составляет 98%.
Это лишь одна из технологий. За ней идет решение для извлечения данных — механизм распознавание текста. Если система не может принять правильное решение и извлечь информацию, то документ передается на ручную обработку.
Xerox делает акцент на том, что работа с бумажными документами трудозатратна и не является профильной деятельностью сотрудников банка. Поэтому проще отдать ее сторонней компании, которая специализируется именно на этом направлении и способна за счет своих внутренних бизнес-процессов оптимизировать работу и сократить как стоимость обработки одного документа, так и время, на это уходящее.
Банкиры снова не верят. Их можно понять. Еще на заре эпохи популяризации электронных систем документооборота заказчикам обещали переход к безбумажным технологиям. Не случилось.
«Опыт показал, что ни одна система документооборота, к сожалению, не снижает количества бумаги. Зато с каждым внедрением усложняется ролевая составляющая и увеличивается штат», — объяснил реальное положение Алексей Катрич, управляющий директор по информационным технологиям НБ «Траст».
«Да, несмотря на все современные технологии, избавиться от бумажных документов не удается. И не удастся в ближайшем будущем», — согласился Михаил Лагутин, подчеркнув тем самым, что услуги, которые предлагает банкам Xerox, еще долгое время будут востребованы.
По мнению представителей нескольких ведущих российских банков, процент неструктурированных документов, с которыми приходится сталкиваться кредитным организациям, составляет в общем документообороте около 10%. Часть документов связана с административно-хозяйственной деятельностью, другая — это обращения и анкеты клиентов. Кроме того, слабоструктурированные документы приходят в банки из государственных структур.
Последние представляют особый интерес для аутсорсера. Дело в том, что реагировать на обращения регуляторов или госслужб необходимо в строго определенное время. А это еще один резон для передачи функций категоризации бумажных обращений сторонней организации, которая обязуется выполнять работы по строгому графику. И, кроме того, будет брать плату исходя из количества обработанных документов.
Банковские специалисты не отказываются от самой идеи аутсорсинга обработки слабоструктурированной документации, но подчеркивают, что процессы работы с документами оптимизируются в ходе внедрения отраслевых решений и каждый банк уже выбрал для себя, что ему дешевле оцифровывать, а что можно оставлять в бумажном виде и обрабатывать с помощью ручного труда.
«Если бы вы показали нам шаблоны и продемонстрировали знание конкретных банковских бизнес-процессов, — говорят банкиры, — это был бы разговор на одном языке».
Но общий язык у представителей банков и Xerox все же нашелся. Это язык денег.
ВТБ 24 предложил Xerox посоревноваться и сравнить, чьи бизнес-процессы и технологии обработки слабоструктурированных документов более эффективны.
«Наш процесс приезжали смотреть многие банки. И Центральный банк в том числе. Хотели бы и Xerox пригласить. Посоревноваться. Было бы интересно сравнить затраты», — бросил вызов заокеанской компании вице-президент, заместитель директора операционного департамента ВТБ 24 Валерий Мендус.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru