Юниаструм Банк в текущем году планирует увеличить объем потребительских кредитов по крайней мере вдвое. Как рассказал Банки.ру президент «Юниаструма» Гагик Закарян, ориентировочно каждый месяц банк будет выдавать гражданам по миллиарду рублей. Эксперты полагают, что для широкой филиальной сети кредитной организации подобные планы слишком скромные.
«В наших ближайших планах — выдавать более одного миллиарда потребительских кредитов ежемесячно», — поделился президент Юниаструм Банка Гагик Закарян. Предпосылки для этого у банка хорошие — по данным самого финучреждения, уже в IV квартале 2012 года выдачи потребкредитов в месяц достигали 800 млн рублей. «Развитие потребительского кредитования — наше приоритетное направление, — обращают внимание в «Юниаструме». — Также мы, как и раньше, будем предлагать клиентам кредитные карты и автокредиты».
Закарян также отметил, что за 2012-й банком было выдано потребительских кредитов (наличными без обеспечения) на общую сумму 5 млрд рублей, что в 3,5 раза больше по сравнению с 2011 годом.
В банке поясняют, что основной рост был связан с развитием корпоративного канала продаж в концепции
Процентный доход банка по потребкредитам в декабре 2012 года также вырос — более чем в два раза. Кроме того, улучшилось качество портфеля потребкредитов — за прошедший год удалось сократить просрочку по нему с 11% до 6%. Как отмечают в банке, достигнуть этого удалось в том числе за счет внедрения новых автоматизированных систем принятия решений и оценки заемщиков.
Напомним, что о планах банка уделить особое внимание розничному бизнесу, а также кредитованию малого и среднего предпринимательства заявлял еще три года назад Евгений Туткевич, являвшийся на тот момент председателем правления Юниаструм Банка. «В 2011 году мы рассчитываем на рост портфеля кредитных карт и потребительских кредитов в полтора раза, на увеличение портфеля автокредитов на 25%, а объем вкладов должен вырасти в полтора раза», — говорил он в 2010-м.
К активной же реализации стратегии розничного бизнеса банк приступил только в прошлом году, и результаты, достигнутые по итогам года, считает успешными. Так, за 2012-й доля розничных кредитов и кредитов малому бизнесу составила 32 млрд рублей, увеличившись до 48% (от общего кредитного портфеля). До 2016 года Юниаструм Банк планирует довести ее до 75%, где 50% придется на розничные кредиты, а 25% — на кредиты малому бизнесу.
Цель банка — достигнуть того, чтобы потребкредиты занимали не менее двух третей розничного кредитного портфеля. «В 2013 году мы намерены нарастить розничный портфель примерно на 30%, в том числе портфель потребительских кредитов мы планируем увеличить в два раза, кредитных карт — на 30%, а автокредитов — чуть менее 30%», — говорят в Юниаструм Банке.
Вслед за стаей
Между тем планы «Юниаструма» близки к планам крупных розничных банков, для которых потребительское кредитование — одно из основных направлений. «На начало года портфель потребительских кредитов ВТБ 24 составляет без малого 400 миллиардов рублей, мы планируем прирасти на 35—40% в 2013 году», — отмечает
Он также указывает, что потребительское кредитование остается наиболее доходным сегментом банковской розницы. «Никакие разговоры о «перегреве» рынка потребкредитования не способны отпугнуть от него ни традиционных игроков, ни новичков, — уверен банкир. — Рынок карт остается
По словам директора департамента по развитию продуктов и услуг Хоум Кредит Банка Павла Беляева, объем рынка кредитов наличными составляет 3,76 трлн рублей (по состоянию на конец 2012 года). «По нашим оценкам, в 2013 году он вырастет еще примерно на 30% — до 4,9—5 триллионов рублей, — говорит эксперт. — Учитывая это, вероятно, даже не самый крупный банк может нарастить объемы кредитования в этом сегменте. По итогам девяти месяцев 2012 года объем кредитов наличными в нашем портфеле составлял 110,3 миллиарда рублей, и в 2013 году мы планируем расти не медленнее рынка. В относительном выражении лидером по приросту, скорее всего, будет рынок кредитных карт, так как там еще не исчерпан эффект низкой базы. Однако в абсолютном выражении кредиты наличными будут демонстрировать более впечатляющий рост».
Для динамично развивающегося банка, специализирующегося на розничном кредитовании, прирост портфеля потребкредитов в 2013 году должен составить не менее 35—40%, считает старший
Круги на воде
Несмотря на достижения Юниаструм Банка в 2012 году в части потребкредитов, по общему портфелю розничных кредитов ситуация в банке не столь радужная. По данным , портфель кредитов физлицам у «Юниаструма» за 2012 год вырос всего на 927,8 млн рублей, или на 4,64% (с 20 млрд до 20,9 млрд рублей), а уровень просроченной задолженности в нем увеличился с 10,54% до 13,56%.
Кроме того, по итогам 2012 года Юниаструм Банк получил убыток почти в 1 млрд рублей (961,5 млн рублей по РСБУ), в то время как позапрошлый год банк закончил в плюсе — его прибыль за 2011-й составила 291,8 млн рублей. Однако в самом банке ожидают, что рост портфеля потребкредитов поможет сгладить убыток.
«В IV квартале 2012 года прибыль банка по РСБУ составила 420 млн рублей, — указывают в
Маловато будет
Планы Юниаструм Банка выдать в наступившем году потребительских кредитов на сумму не менее 12 млрд рублей экспертами воспринимаются без особого энтузиазма. По их мнению, для кредитной организации, которая намерена заявлять о себе как о крупном розничном игроке, эта цифра недостаточна даже для покрытия убытков.
«Средний ежемесячный объем розничного кредитования в Юниаструм Банке в прошлом году составлял примерно 1—1,5 миллиарда рублей, что обеспечило банку возможность сохранения портфеля, но не привело к его росту, — рассказывает Денис Власов из «Ренессанс Кредита». — Выдача кредитов наличными на уровне одного миллиарда рублей в месяц вряд ли приведет к существенному увеличению портфеля. Тем более сложно назвать эти планы действительно амбициозными. Для банка с сетью примерно в 200 отделений ожидаемой является выдача кредитов наличными в размере не менее 2—3
«Если говорить о рынке «быстрых» необеспеченных кредитов наличными, то лучшее время для выхода на него уже ушло, — убеждена директор департамента продуктов и технологий банка «Стройкредит» Лариса Баландина. — Сама по себе идея с точки зрения повышения доходности правильная — это высокодоходный сегмент, и если банк готов методологически, идеологически, концептуально, то почему бы нет. Другой вопрос, что емкость этого рынка снижается, маржинальность падает, в том числе
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru