Государство и лизинг

Дата публикации: 05.02.2014 00:00
3 405
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Является ли позитивным явлением активная деятельность государственных компаний на рынке лизинга или, наоборот, мешает его развитию? Отвечая на этот вопрос, стоит отдельно рассмотреть два сегмента: лизинг для корпоративных клиентов и лизинг для малого и среднего бизнеса (розничный).

Если обратиться к рэнкингу лизинговых компаний Европы за 2012 год, нетрудно заметить, что все компании, представленные в топ-20, являются компаниями при банках и крупных финансовых группах: BNP Paribas, UniCredit, Societe Generale, Raiffaisen и др. Ядро банковской системы Европы является и ядром рынка лизинга.

Хорошо это или плохо, но в России сегодня основой банковской системы являются государственные банки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк.

Лизинг как финансовый инструмент предназначен для развития и увеличения производства, обновления основных фондов, а одной из ключевых задач государства сегодня является именно модернизация экономики. Поэтому неудивительно, что государственные лизинговые компании сегодня занимают ведущие позиции на этом рынке.

Мы уже увидели высокую эффективность лизинга и государственных лизинговых компаний на примере обновления парка грузовых вагонов. Еще в 2005—2007 годах ощущалась острая нехватка подвижного состава, сам парк в целом был значительно изношен. Передача парка в частные руки и активное подключение лизинговых компаний позволили обновить парк и сформировать профицит. В 2010—2012 годах доля продаж вагонов лизинговым компаниям составила более 70%.

Сегодня обновления требует парк воздушных и водных судов, высокий уровень износа — у промышленного оборудования. В ситуации отсутствия «длинных» денег у коммерческих банков и лизинговых компаний роль государственных компаний в этом сегменте можно оценивать как позитивную.

Является ли позитивным участие госкомпаний в сегменте розничного лизинга? Да, в случае если они проводят рыночную ценовую политику.

Обладая значительно более дешевой ресурсной базой, региональной сетью и эффективной системой принятия решений (то есть высокой скоростью работы), они вполне могут начать демпинговать. В таком случае в ближайшие пять лет «государственная тройка» в лице «Сбербанк Лизинга», «ВЭБ-лизинга» и «ВТБ Лизинга» создаст олигополию, вытеснив частный сектор с рынка, что, в общем-то, несопоставимо со здоровой рыночной экономикой.

Возможно и другое развитие событий, если принять во внимание так называемую «социальную миссию», которую должны нести представители государства. Заключается она в том, что государственный сектор, проводя рыночную ценовую политику, тем самым поддерживает малый и средний бизнес и совершенствует конкуренцию на рынке. В этом случае компании будут конкурировать, повышая уровень клиентского сервиса, предоставляя клиентам большее количество услуг. Неценовая конкуренция — признак зрелого и высокоразвитого рынка. А клиент от этого только выигрывает.

Значительному оздоровлению рынка способствовало бы и облегчение доступа частных лизинговых компаний к средствам государственных банков, поскольку в силу специфики финансового сектора РФ основные средства сосредоточены именно там. Сегодня государственные банки зачастую негласно проводят политику приоритетного кредитования своих дочерних компаний. Хорошей поддержкой для рынка лизинга было бы установление единых требований и условий заимствования для всех лизинговых компаний — и государственных, и частных.

С точки зрения социальной миссии, я думаю, государственным компаниям следует сделать акцент на поддержке новых проектов малого и среднего бизнеса — стартапов. Несколько банков уже начали работу в этом сегменте, но пока это остается каплей в море. Возможно, именно государственные лизинговые компании, располагая развитой региональной сетью и технологичными продуктами, должны ускорить развитие этого сегмента рынка. Сегодня все участники рынка в большей степени сконцентрированы в сегменте лизинга автотранспорта как наиболее ликвидного вида имущества, а сегменты оборудования и недвижимости для малого и среднего бизнеса в регионах по-прежнему остаются недофинансированными.

Дмитрий ЗОТОВ, генеральный директор ОАО «ТрансФин-М»

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты