Активизация попыток Китая создать глобальную сеть крупных хранилищ может стать признаком серьезности намерений Поднебесной придать золоту более важное значение в мировой экономике. Возможно, речь идет о попытке создать «золотой юань», который придет на смену доллару в качестве основной мировой валюты.
Подвал на трассе М25
В середине мая по всем мировым деловым СМИ прошло сообщение о покупке банком ICBC Standard у банка Barclays одного из крупнейших в Европе хранилищ драгоценных металлов. Расположенный в неизвестном месте в пределах лондонской кольцевой дороги M25 «подвал» вмещает до 2 тыс. тонн золота, серебра, платины и палладия. Он был построен в 2012 году и, по сути, только начал использоваться Barclays, но прошлым летом банк решил выйти из «драгоценного» бизнеса и выставил связанные с ним активы на продажу.
В свою очередь, ICBC Standard Bank, наоборот, ищет возможность выйти на рынок золота и других драгоценных металлов, поэтому сделка выглядит логичной. Сам банк появился в феврале 2015 года, когда китайский государственный гигант Industrial & Commercial Bank of China купил 60-процентную долю в лондонском подразделении «глобальных рынков» южноафриканской Standard Bank Group. Если отвлечься от тонкостей корпоративной структуры, ICBC Standard Bank — это сочетание мощи китайской государственной машины и полуторавекового опыта и связей британских инвестиционных управляющих.
На первый взгляд, в сделке нет ничего особенного: Barclays, замученный претензиями регуляторов, избавляется от «токсичных» для себя активов, а новый участник глобального рынка с благодарностью принимает их, чтобы занять место в закрытом и очень престижном глобальном клубе торговцев золотом. Но у новости есть и более широкий контекст, о котором мировые СМИ забыли упомянуть.
Китайский дом на улице Свободы
Секретное хранилище в Лондоне — не первый западный «золотой склад», купленный китайцами в недавнее время. В 2013 году китайский частный конгломерат Fosun за 725 млн долларов приобрел 60-этажное офисное здание в Нью-Йорке, расположенное по адресу: Либерти-стрит, 28. До ребрендинга в 2015 году оно имело куда более известное в деловых кругах, да и среди широкой публики, название One Chase Manhattan Plaza.
Построенный в 1961 году небоскреб в самом сердце финансового района Нью-Йорка изначально служил штаб-квартирой Chase Manhattan — банка Рокфеллеров. Как и любой уважающий себя банк, Chase Manhattan построил в подвалах здания защищенное хранилище драгоценных металлов. А так как это был не просто банк, а очень большой банк, то и «сейф» соответствовал его статусу — то ли самое крупное в мире частное хранилище, то ли одно из самых крупных (подробности о такой недвижимости раскрываются редко). Так или иначе, оно способно держать под защитой несколько тысяч тонн металла.
Интересный факт, на котором основано множество конспирологических теорий: через дорогу от башни Рокфеллеров расположен Федеральный резервный банк Нью-Йорка — ключевая часть Федеральной резервной системы США. А на пятом подземном этаже ФРБ — ровно на той же глубине, что и «склад» Chase Manhattan, в 25—27 метрах под поверхностью — находится одно из двух основных государственных золотых хранилищ США, такое же по размеру, что и знаменитый Форт-Нокс.
Не очень частный бизнес
В случае с Китаем вывеска на фирме, непосредственно совершающей сделку, особого значения не имеет — понятие «частная собственность» в стране, где правит Коммунистическая партия, весьма расплывчато. Частные корпорации получают финансирование через государственные банки и находятся под сильным влиянием правительственных, региональных и партийных органов.
К тому же у государства есть и более «прямые» методы контроля предпринимателей. Глава и официальный основной владелец конгломерата Fosun, купившего небоскреб с хранилищем в Нью-Йорке, Го Гуанчан в декабре 2015 года просто исчез: его не могли найти ни сотрудники компании, ни родственники, ни деловые партнеры. Через несколько дней выяснилось, что миллиардер задержан полицией и «сотрудничает со следствием». Еще через пару дней он как ни в чем не бывало появился в компании и продолжил работу. Что происходило в эти дни — неизвестно, но государство подало четкий сигнал: даже самые богатые люди в стране — ничто по сравнению с госсистемой.
Поэтому можно сказать, что в результате вроде бы никак не связанных между собой сделок Китай получил доступ в два очень крупных золотых хранилища в ключевых центрах оборота драгоценного металла в мире — в Нью-Йорке и Лондоне. Китай ничего не делает просто так, эти покупки должны быть частью какой-то долгосрочной программы. Естественно, мы не узнаем реальных подробностей этой программы, пока она не реализуется, но можно попытаться представить, о чем идет речь, исходя из имеющейся информации.
Лидер рынка
Китай — крупнейший производитель золота в мире с долей 14—16% от мирового производства, то есть чуть менее 500 тонн в год. Экспорт металла запрещен, но этого мало: за пять последних лет страна импортировала только через Гонконг (основной способ ввоза) 4,8 тыс. тонн золота — в 14,7 раза больше, чем за предыдущие пять лет, — и стала крупнейшим глобальным импортером. Официальные данные о государственных золотых резервах ЦБ (порядка 1 800 тонн), которые были засекречены с апреля 2009 года по июнь 2015 года, не вызывают большого доверия на рынке. Формально они могут быть правдой, но не исключено, что намного больше золота «записано» на государственные банки и даже частные компании и это не раскрывается в отчетности.
В апреле 2016 года Китай создал альтернативу лондонскому рынку золота, введя собственный «золотой фиксинг» (определение целевой рыночной цены металла, бенчмарка) на Шанхайской золотой бирже. Дважды в день 18 крупнейших операторов рынка золота в стране устанавливают цену грамма металла в юанях — по аналогии с лондонским фиксингом (который производится в долларах за унцию; с 2015 года формально используется термин «цена золота LBMA», но «фиксинг» привычнее).
Параллельно три китайских банка — Bank of China, China Construction Bank и ICBC — получили доступ и к лондонской процедуре определения цены золота, войдя в число 13 «прямых участников» аукциона. То есть китайское государство теперь непосредственно участвует в установлении цены золота по всему миру: для Запада — в Лондоне, для Востока — в Шанхае.
Золотой юань?
Факты показывают, что Китай строит систему прямого и очень серьезного участия в глобальном обороте золота, действуя одновременно по нескольким направлениям. Вопрос в том, что произойдет, когда его влияние станет подавляющим. Сейчас золото не имеет столь высокой ценности, как столетие назад, — это лишь один из промышленных и ювелирных металлов, отличающийся от меди или олова разве что меньшими объемами производства и использования. Инвестирование в золото — тоже не уникальная опция, точно так же люди и компании инвестируют в другие металлы, нефть или даже кофе. Прикладывать столько усилий для выхода на очередной рынок Китай вряд ли бы стал.
Поэтому конспирологи рассуждают о возможном введении «золотого юаня» — новой мировой валюты, которая должна прийти на смену испытывающему проблемы доллару. С одной стороны, это слишком сильное утверждение, не имеющее никакой формальной основы. С другой — сочетание крупнейших золотых резервов, глобальной системы хранения и доставки золота объемом в тысячи тонн и лидирующих позиций в мировой торговле металлом очень подходит для такого шага.
Именно создание глобальной сети крупных хранилищ может стать признаком серьезности намерений Китая придать золоту более важное значение в мировой экономике. Как говорится: «один раз — случайность, два раза — совпадение, три раза — закономерность». Видимо, две крупные «китайские» сделки с хранилищами золота пока можно считать совпадением. Но если в ближайшие пару лет станет известно о покупке «золотого подвала» емкостью несколько тысяч тонн где-нибудь в Швейцарии или Гонконге, то тенденция сложится вполне очевидная.
Артем ЕЙСКОВ, для Banki.ru
Комментарии
Китайцы пока что в роли догоняющих и известно кого догоняют - это США. Да, согласен, у китайцев уже есть много чего представить миру, причем очень даже полезного, но всё равно, на данный момент США ушли далеко от них и не стоят на месте, потому что прекрасно понимают, что это направление приносит неплохую (мягко сказано причем!) прибыль.
Поэтому, да - Китай как сильная страна постоянно думает как "завалить" Штаты, но ведь и Штаты тоже не сидят сложа руки и заметьте США хоть и занимают 4-ю строчку в золотодобыче в мире, но держат они эту строчку с постоянным упорством уже много и много лет и думаю, если "партия прикажет", то их "Ньюмонт Майнинг" напару с дружественной канадской "Баррик Голд" так нарастят добычу на всему миру, что китайцам мало не покажется, и уже здесь они могут тоже оказаться в роли догоняющих. Если вдруг встанет такой вопрос я имею ввиду. Но видно вопрос так не стоит и стоять в ближашие годы не будет.
Отсюда по этим двум направлениям как золото и высокие технологии - у США все океюшки на данный момент, а вот у Китая явный недочет в области всяких разных полезностей, за который в очередь встанет вся остальная половина человечества, и в том числе те же американцы. Вот пусть сначала китайцы хотя бы вровень пойдут с американцами (в технологических прорывах), ну вот тогда и поговорим, о выскоких материях и полетах в дальний космос.
Поэтому конспиралогия конспиралогией, но доллар в руках у любого человека в любой точке мира пока что остается той валютой, за которую он готов пахать и днём и ночью (да простят меня товарищи патриоты, но что я могу сделать раз это так, а не иначе?
А вот насчет ихнего "золотого юаня" - оч. сумневаюсь пока
А вот дальше - самое интересное... "Многие специалисты (и Юдонг тоже), считают, что "золотая статистика" лукава не только в США, но и во многих других странах". Оно просто разворовано с использованием кредитно-лизинговых схем и прочих уловок (привет "вольфрамовому золоту")!
Все вокруг ведь не дураки, чтобы не замечать, что все международные расчёты и накопления осуществляется при помощи ничем не обеспеченной бумажки, выпускаемой ФРС.
Китай последовательно работает в этом направлении. Примечательно шаги по "фиксингу" (ценообразованию на золото). Формирование лондонских цен давно вызывают вопросы:
"На Лондонской бирже металлов (LME) практически не осталось реального физического золота, уверен председатель одного из крупнейших горнодобывающих и металлургических холдингов в России "Петропавловск" Питер Хамбро:
"Индия и Китая выкупают золото в огромных количествах. Практически невозможно найти на рынке в Лондоне реальное физическое золото, чтобы отгрузить его в эти страны. Мы постоянно получаем запросы из России на поставку золота в Индию и Китай, поскольку реального металла ни у кого нет. Только пустые обещания. Лично я не на шутку обеспокоен тем, что на рынке - на этом рынке бумажек - будет поставлен крест, люди просто скажут: "Извините, но мы ликвидируемся" - и на этом все", - заявил Хамбро.
Как отмечает руководитель сингапурского офиса компании BullionStar.com Торгни Персон, эту информацию подтверждают в компании А-Mark - одном из крупнейших в мире оптовых дилеров драгоценных металлов.
В A-Mark также отметили, что резкий рост дефицита как на оптовом, так на розничном рынках драгоценных металлов является серьезной угрозой для мировых финансовых рынков.
"В том случае если "бумажные" контракты на поставку золота не начнут стремительно дорожать, нас ждут большие неприятности. Если начнутся перебои в сегменте крупных партий, например 1-килограммовых золотых слитков или 1000 унций серебряных слитков, всем станет ясно, что король-то голый", - отмечается в сообщении компании.
Ранее издание Financial Times опубликовало материал, согласно которому в Лондоне резко возросли ставки на "заем физического золота". Эксперты объясняют такую ситуацию тем, что дилерам нужен металл для поставки на золотоперерабатывающие заводы в Швейцарии, прежде чем оно будет переплавлено и отправлено в такие страны, как Индия и Китай.
"Рост процентных ставок свидетельствует о наличии дефицита на физическом рынке золота с немедленной поставкой", - заявил аналитик Mitsubishi Джон Батлер.
Иными словами, все эти контракты никак не обеспечиваются реальным золотом, а идет торговля бумагой. Лишь 0,4% торгуемых на бирже контрактов могут уйти на поставку.
Вот такой вот рынок золота, имеющий на самом деле мало что общего со спросом и предложением на металл" (6 ноября 2015).
Это финансовый олигархат незабвенного Джорджа Сороса. В апреле 2011 года под его эгидой была проведена конференция в "Маунт Вашингтон" (ничего не напоминает?), которая обошлась Соросу в 50млн. $. Среди участников Пол Уолкер, Гордон Браун, Джозеф Стиглиц, Джефри Сакс. Заседания были засекречены, по скромным утечкам "говорилось об особой роли Китая, о необходимости перехода к наднациональным деньгам и создании мирового эмиссионного центра".
Известно, что происходит со страной, взваливающей на себя бремя честного золотого стандарта. Кому интересно, изучите последствия принятия Россией в 1897 году (благодаря С.Ю. Витте и Ротшильдам) таких правил игры. В которую, впрочем, можно попробовать и выиграть. Но это отдельная тема. В последнее время со всех сторон озвучивается идея "золотого юаня", хотя власти Китая нигде и никогда не говорили о таких планах. Опытные финансовые шулеры как бы приглашают новичку разложить финансовую партию.
Вообще, первый шар пробный, тут пропускают вперёд кого не жалко. Посмотреть, как пойдёт. А пойти может разнообразно. Идея Каддафи ввести золотой динар была поддержана финансовым кланом, рупором которого выступает Сорос и лично Домиником Стросс-Каном (помните такого?) в 2011 году. Вообще, Стросс-Кан с 2009 г. "стал чётко озвучивать интересы той части мировой финансовой олигархии, которая желала ликвидации статуса доллара, как мировой валюты". Те, кто не желал такой ликвидации, дали пинок сначала Доминику, затем Каддафи. Чтоб неповадно было. А что такого - цивилизация...
Да здравствует Шерхан! Он у нас в джунглях завсегда самый сильный!